Как распознать скрытую пропаганду

Дом и семья

Техники пропаганды разработаны уже давно и активно используются властьимущими для корректировки поведения людей. Цель пропаганды – убедить вас покупать что-то, думать что-то или делать что-то. Американские постеры Второй Мировой войны предоставляют отличный пример различных техник пропаганды, но последние все так же используют в современной рекламе, кино, на телевидении, в книгах и т. д. Телевизионные программы – в народе это направление назвали зомбоящиком – переполнены пропагандой и обеспечивают потрясающую возможность ежедневно практиковать техники внушения и убеждения. Ниже описаны основные и самые популярные варианты техник пропаганды, живо применяемые в настоящее время для того, чтобы внушить вам необходимость сменить поведение.

Техники пропаганды разработаны уже давно и активно используются властьимущими для корректировки поведения людей

"Я рассчитываю на вас. Не обсуждайте: передвижение войск, кораблей, военное оборудование"

Обратите внимание на технику «омнибуса» или «бэндвэгона»

МакДональдс с его «более 99 биллионов обслуженных покупателей»

1. Обратите внимание на технику «омнибуса» или «бэндвэгона». Данная техника старается убедить вас, что «все делают это!» Техника бэндвэгона эффективна из-за того, что она заставляет вас чувствовать, что вас бросят, вы окажетесь вне общества, если вы не присоединитесь к общей «традиции» (см. плакат Второй Мировой Войны – патриоты уезжают, если ты не присоединишься, тебя ждет общее презрение; надпись «Там еще есть место для тебя. Присоединяйся к вооруженным силам сегодня.»), к тому, что любят и делают все: если не купите такой же продукт, или не присоединитесь к организации, которую «продвигают». МакДональдс с его «более 99 биллионов обслуженных покупателей», использует технику омнибуса, стараясь заставить вас питаться в их ресторанах. 

Ищите веские слова

Лозунг депутата для предвыборной компании

2. Ищите веские слова. Это может быть слоган, который использует весомые слова, чтобы заставить вас ощущать сильные чувства по отношению к кому-то или чему-то. Это так же называется эмоциональная апелляция/эмоциональный призыв, т. к. в пропаганде используются сильные по привычному воздействию на психику человека слова, которые апеллируют к вашим чувствам. Она успешно работает потому как у каждого человека эмоциональный отклик всегда сильнее и более мотивирующий, чем логический. Слоган компании KFS «Облизывать пальцы – это здорово», использует эмоциональные слова, чтобы апеллировать к вашему чувству голода и желанию питаться вкусно. Лозунг депутата для предвыборной компании «Право. Справедливость. Закон один для всех.» приводит вас к уверенности в честности кандидата. Посмотрите на соответствующий плакат Второй Мировой: хлесткий призыв «Действие!» вопиет о том, что нужно не отсиживаться в тылу, словесно обсуждая ужасы войны, а записываться в армию и делать что-то для того, чтобы закончить войну. Чаще всего используются апелляции к любви, счастью, светлому будущему, славе, чести, миру, семейным ценностям, свободе, патриотизму.

Как еще один вариант, по сути той же техники – использование/смена слов и выражений на более действенные. Это хорошо описано в книгах Дейла Карнеги. Например, разницу между «он старается заставить тебя» и «он пытается заставить тебя» сразу увидеть сложно, но в результате в первом случае на подкорку передается смысл «у него есть шанс на успех», во втором «его манипуляции ты заметишь и его шансы минимальны». Точно так же, оригинальные более мягкие слова заменяются на более жесткие при переводах, чтобы создать об авторе статьи или о самом тексте определенное впечатление; или, наоборот, жесткие на более мягкие, если нужно приуменьшить значительность какого-то события. Стоятся фразы с глаголами совершенного вида, а в не будущем времени, чтобы убедить, что некое действие необходимо; вместо вопросов подаются утверждения; аудиторию забрасывают научными, медицинскими и прочими терминами, среди которых обычный человек никогда не распознает правду, и т. д., и т. п.

Присматривайтесь к так называемым «рекомендациям»

Многие коммерческие рекламы эффективно используют звезд в роли «экспертов» ради их рекомендаций

3. Присматривайтесь к так называемым «рекомендациям». Реклама или прочие программы используют слова и картинки знаменитых личностей или «экспертов», и последние убеждают вас сделать что-то. Рекомендации работают из-за того, что они заставляют вас чувствовать, будто вы можете «доверять словам таких важных людей», как знаменитости и эксперты. Многие коммерческие рекламы эффективно используют звезд в роли «экспертов» ради их рекомендаций: знаменитая гимнастка с ее дезодорантом, ножи Самура в руках известных ведущих кулинарных шоу, актрисы и тональные крема, и средства для волос, спортсмены и Жилетт – прекрасные примеры рекомендаций. Постер Второй Мировой войны использует изображение эксперта «Дженни» – собирательный обязательный образ аккуратной, работящей домохозяйки, чтобы убедить всех практиковать чистоту и гигиену: Дженни на страже порядка говорит: «Мой дом никогда не был таким! Давайте и нашу общую ванную сохраним в чистоте!». 

Аналог – называние известных имен в рекламе, слоганах, речах и проч.
Третий аналог – использование знаменитости в формате «я такой же, как и вы», а значит то, что я говорю, делаю, покупаю, сделаю в будущем, отлично подойдет и для вас. Этой техникой в свое время крайне успешно воспользовался Ельцин.

Очень внимательно присмотритесь к трансферной технике

рождественская реклама Кока-Колы

4. Очень внимательно присмотритесь к трансферной технике или, если брать официальный психологический термин, – технике переноса, т. к. это самая популярная и действенная техника на сегодняшний момент, которую наибольшее число людей просто не замечает на корню. Трансфер тесно связан с вескими словами, но здесь используются изображения, которые легче проникают в сознание и подсознание, дабы заставить человека испытывать совершенно определенные чувства, которые затем мотивируют и нужное действие. Пропаганда переноса особенно действенна из-за того, что чувства, тайные чаянья и желания людей обычно напрямую связаны с определенными образами, и нужное, «правильное» изображение напоминает вам о неких людях или вещах, и соответственно, усилит в вас конкретные чувства. Опрятный и уверенный в себе, с честным лицом и целеустремленным взглядом кандидат на выборах; рождественская реклама Кока-Колы, когда напиток тесно завязан на радости и уюте от горящего камина, сверкающих новогодних огоньков, Санта-Клаусе с бутылкой колы-подарком в руках – ощущения счастья от нового года/рождества переносится на продукт и нам приятно покупать его; все глупейшие и непоправимые ошибки в американских фильмах совершают женщины, на фоне которых мужчины смотрятся «венцом творения»; аналогично, стоит появиться в картине наихудшему, вопиющему злу – эту роль будет играть женщина; точно так же, стоит появиться в кадре русским, они совершают совершенно невменяемые вещи, либо над ними творят ужасные вещи, причем в кадре это оправдано, либо относятся, как к пресмыкающимся, и это опять оправдано; все российские города снимают исключительно при плохой погоде, из-за чего в кадре видно только серость, грязь, абсолютно унылую картинку (когда в реальности этого нет); аналогично, стоит героям уже в любых зарубежных фильмах обратиться к вере, и все сразу идет хорошо; картинки на игрушках и упаковках различных приборов очень часто апеллируют к счастливой семье, завязывая на ней данный конкретный товар, – но, обратите внимание, например на Smoby или упаковки увлажнителей Boneco опять, с наборами докторов, инженеров мальчики, с наборами кухни, для уборки девочки, за кассой супермаркета девочки, с коляской мальчики, с шахматами и книгами мальчики, с тортом и во время какого-то баловства девочки, и т. д., и т. п. Смотрим на плакат Второй Мировой: «Америка зовет: внесите свой вклад в защиту гражданского населения» – хищная птица своей свободой и силой передает соответствующий настрой непобедимости, неприкосновенности, неуязвимости.

5. Подтасовка фактов. В речах, в доказательных письмах и прочем используются только те факты, которые подтверждают их теориюидею – этим любят пользоваться туристические фирмы, политики, компании, производящие вредные для здоровья продукты. Таким образом, создается впечатление, что показываемый в пропаганде путь – единственный выход. Подтасовка работает потому, что люди не любят вникать в детали, особенно в те вещи, которые для них не знакомы, в итоге данный метод обеспечивает свою главную цель – доказать аудитории, что преподносимые факты неоспоримы, что верить нужно не в то, а в это.

Оцените статью
ЗнайКак.ру
Добавить комментарий