Как научиться писать стихи? (часть первая).

Как сделать

Если сказать кратко, то это возможно. Это умение доступно многим, что, впрочем, очевидно по количеству авторов, публикующихся на неисчислимых поэтических сайтах, существующих в Интернете.
 
Портрет князя Михаила Александровича Оболенского ребенком 1812

Вопрос уровня мы пока затрагивать не будем. В этом случае если поэтическим произведением считать любой ритмизированный с рифмой или без (так называемый «белый стих») текст, то этому научиться может почти каждый. Почему почти? 

Есть люди, не обладающие поэтическим слухом. Они не слышат нарушения ритма и рифмы в строке. Впрочем, и они не безнадёжны. Просто им пришлось бы обучаться по специальным методикам, потратив на это больше времени. 

Как-то один академик, ставший действительным членом Академии Наук СССР в 32 года, оказавшись самым молодым академиком на тот момент, давая интервью, подарил миру следующее остроумное высказывание: 
«Академиком может стать каждый. Но одному на это хватит 3 года, другому 30 лет, а третьему 300…» То же самое можно сказать и о поэтах. 

Итак, как же стать поэтом? С чего начать?
Начало творческого пути у каждого, созданного по образу и подобию Божию, своё.
Среди поэтов немало тех, кому няня или мама пела песенки (читала стишки), что называется, с пелёнок. Такие счастливцы научились получать от этого удовольствие очень рано. Удовольствие! Вот основное слово и точка опоры для будущего автора.
 
Семья Михалковых
На фото Сергей Михалков с сыном.

Дело в том, что в поэзии чувства выражаются особо: более ёмко, кратко, образно и точно. Сильная поэтическая строка похожа на стрелу. Приятно наблюдать и за тем, как мастер натягивает тетиву, как отпускает стрелу на волю, как красиво она летит, и, наконец, как элегантно достигает цели. 

Однако, не всем повезло с Аринами Родионовнами. Существует немало поэтов, которые в детстве были равнодушны к поэзии или даже не любили её, стихотворчествовать начали в юности, молодости или вообще ближе к середине жизни. Впрочем, поэзия ведь везде и во всём, в каждом звуке, в каждом блике, поэтому вряд ли можно сказать, что на вторую группу не оказывалось нужного влияния. На наше подсознание влияет абсолютно всё, что мы слышим, видим, ощущаем и переживаем: радио и телепередачи, детские утренники, дворовые праздники, вечеринки взрослого окружения, мода на те или иные музыкальные стили. 
Итак, начинать можно в любом возрасте. Есть несколько основных путей. 

Первый.
Активно впитывать поэтические тексты. Читать всё. Почему я не советую читать только классиков? Потому что Ваш встроенный анализатор должен иметь возможность сравнивать разные тексты, сопоставляя свои ощущения, почувствовать, какой из них лучше звучит, сильнее на Вас действует, от чего Вы погружаетесь в грёзы (транс), что Вас мотивирует на активность, в какой текст Вы внесли бы поправки. Это уже работа над собой, предполагающая развитие поэтических рецепторов.
 
Большинство людей только потребители, поедающие как телесную, так и духовную пищу. Да ещё не всем дано её переварить. А тут надо будет стать гурманом: научиться чувствовать малейшие оттенки смысла, чувства, образа и звука. Впрочем, этому быстрее учишься, если сам пишешь, – хочешь – не хочешь, сравниваешь.
Однако этот путь подходит не всем. Он не подходит людям, которые очень боятся стать и остаться только попугаями, подражающими чужому голосу. Для них предпочтительнее путь 

Второй.
В принципе, можно начинать создавать поэтические произведения и без предварительной прокачки соответствующих рецепторов. Но этот путь существенно сложнее, так как развивать поэтическое чутьё без обращения к образцам, без коррекции поэтическим камертоном трудно.
Для этого потребуется очень высокая степень самокритичности, низкий порог ощущения фальши, довольно тонкий и уже развитый музыкальный слух. Тогда в том, что написал сам, услышишь и поломанный ритм, и неправильную, неадекватную или заезженную рифму. 

А вот теперь то и пришло время открыть один маленький секрет для очень большой компании. Наличие рифмы и ритма ещё не делает стихи поэзией. Например, некоторые поэтические тексты (хокку, танка) без рифмы и с нестрогим ритмом более поэтичны, чем многие многолистные поэмы, написанные по всем правилам стихосложения.
 
Как научиться писать стихи? (часть первая).

Таким образом, один из этапов воспитания в себе поэта – научиться отличать рифмованную прозу (а то и отчёт, протокол или нытие) от поэзии…
 
А лучше всего сразу разделить эти процессы. Одно дело – написание «датских» стишков (к определённым датам, например, поздравление с юбилеем, сюда же можно отнести дневниковые стихи о себе и своей (ём) возлюбленном) и совсем другое – соавторство с Всевышним, то есть настоящая поэзия. Разнятся не только эти процессы, но и методы обучения им, их цели и задачи. 

Продолжение во второй части.

Оцените статью
ЗнайКак.ру
Добавить комментарий