Как зародился батик

Разное

Для начала предлагаю разобраться, что означает слово «батик». Батик – batik – индонезийское слово. Часть слова – tik – на индонезийских языках означает «точка» или «капля»; – ba  хлопчатобумажная ткань. Ambatik – рисовать, покрывать каплями, штриховать. Батиком называют расписанную от руки ткань. В более точном смысле батик – конкретная технология окрашивания и украшения ткани.

В словаре Брокгауза и Эфрона читаем: «Батикъ, способ окрашивания хлопчатобумажных тканей, впервые применённый туземцами на острове Ява, оттуда перенесенный в другие страны Азии, а в новейшее время получивший распространение и в Европе. Этот способ, в общем, состоит в том, что после того, как контуры рисунка нанесены на ткань, все места, которые должны остаться непрокрашенными, покрываются воском, затем после погружения ткани в красильный чан и восприятия ею краски, воск снимается».

Как зародился батик

 


В Большой Советской Энциклопедии сообщается, что «батик основан на сочетании рисунка, наносимого на ткань непроницаемым для краски составом (при «горячем» Б. – разогретый воск, при «холодном» Б. – резиновый клей), с последующим окрашиванием в баке или тампонами: Горячий Б. издавна известен у народов Индонезии, в особенности на Яве. В Европе Б. начали применять в декоративных тканях с начала XX века».


Итак, наиболее характерная особенность батика – так называемое «резервирование», т.е. нанесение определенного состава на ткань с целью сохранить и выделить цвета узора или фона.


Индонезию называют родиной батика, и закрепилось в мировой культуре именно индонезийское слово. Где и как возник этот способ окраски ткани? Был ли он естественным порождением отдельной материальной культуры или следствием заимствований в процессе товарообмена? Окончательного ответа на эти вопросы пока нет.


С начала 20 века интерес к Востоку и его своеобразной культуре привел к мощной волне развития так называемого батика во всех его разновидностях среди профессиональных художников и дизайнеров ткани и одежды. Почему «так называемого»? Да потому что сейчас под ним подразумевают не только восковую технологию многоэтапной окраски хлопка, но и узелковую технологию, и жгутовую, и китайскую сине-белую окраску шелка, и японскую многоцветную высокохудожественную роспись на шелке. Причем в современной художественной среде именно последняя технология является самой популярной. И всё это – батик, с легкой руки голландцев, занесших в Европу и слово, и технологию. Древний и удивительно многообразный батик сейчас занимает достойное место среди других видов декоративного искусства.

Как зародился батик

 


В России батик появился примерно в 20-е годы вместе с всеобщим увлечением стилем «модерн» и развивался, в основном, в таких больших городах, как Москва, Ленинград, Иваново, Киев, Одесса, Тбилиси. Художники объединялись в артели и занимались производством платков, шалей; очень редко получали большой заказ – театральные и сценические занавеси или шторы для кафе.

С одной стороны, мода времен НЭПа обеспечила значительный спрос, а значит постоянные заказы на шикарные шелковые шали с изысканным орнаментом в восточном стиле, платья с асимметричным рисунком, что подстегивало воображение и фантазию художников, владеющих техникой ручной росписи ткани. Со временем увлечение расписными шалями ушло, было объявлено мещанским, «не соответствующим образу советской женщины». 

Как зародился батик

В 30-х годах занятие батиком было замечено и поддержано было издано несколько пособий по технологии, организовано несколько артелей, в дальнейшем превратившихся в фабрики. Но исторические и экономические условия, всеобщая «уравниловка» не способствовали развитию высокохудожественного батика, свойственного ему индивидуального вкуса.

 
И только 50-е годы, после выхода партийного постановления «О всеобщем повышении качества и художественного уровня изделий текстильной и легкой и местной промышленности» ситуация в корне изменилась. Возник девиз: «Каждой советской женщине – по красивому платку». Была организована мастерская и несколько фабрик в Москве и Ленинграде, куда приглашали на работу уже известных художников и набирали учеников-расписников. 

В 70-е годы появилось новое поколение художников-текстильщиков. Они сознательно выбрали тернистый путь художника, занимающегося исключительно «авторским батиком», выставочными работами и материально существующего благодаря редким, но крупным заказам по оформлению интерьеров общественных зданий, театральных и эстрадных сценических занавесей и т.д. 

Именно с этого времени БАТИК стал полноправным «участником» всех художественных выставок, как всесоюзного, так и международного масштаба. 

Оцените статью
ЗнайКак.ру
Добавить комментарий