Как справиться с обидой

Дом и семья

Для того, чтобы справиться с обидой, необходимо прежде понять, что представляет собой это чувство и в чем его истоки.

«Меня обидели! Незаслуженно и не справедливо, ни за что….». В магазине, поликлинике, транспорте, на работе, дома, в компании друзей и знакомых – нигде человек не может чувствовать себя защищенным от обиды. Обидеть нас может любой, впрочем, и мы можем обидеть любого, порой и сами не подозревая об этом.

Что служит почвой для возникновения этого неприятного, разрушающего здоровье, чувства? Несоответствие ситуации нашим ожиданиям. Именно ожидание какой-то конкретной реакции — слова, действия, поступка — вызывает эмоцию отчуждения, которая горечью и болью отдается во всем нашем существе. Эмоцию, имеющую свойство с течением времени перерастать в глубокое чувство, избавиться от которого бывает, порой, очень и очень сложно. А избавляться нужно, просто таки необходимо, потому что обида мешает нам радоваться и наслаждаться жизнью.

Итак, избавляемся от обид прошлых, настоящих и будущих.

Самый простой способ справиться с обидой или, попросту, не обижаться – это осознать, что тот, на кого мы обиделись нас вовсе и не обижал. Что происходит в реальности? Есть я, и есть другой человек и мы с ним оказались в одной ситуации но, мнение-то об этой ситуации у нас может быть диаметрально противоположным, соответственно не совпадут и наши ожидания. Особенно хорошо сказанное выше демонстрируют различные ситуации в магазинах. Например, когда продавец настроен продавать и всякого, кто заглянул в магазин расценивает как покупателя или напротив, продавцу не важно продать, а важнее поговорить и показать посетителям, что уж он-то в компьютерах дока и никто с ним в этом не сравнится, даже те, кто эти компьютеры изобрели. Ну, есть ли здесь смысл обижаться?

Теоретически, предполагается, что между продавцом и покупателем должен происходить взаимовыгодный диалог в результате которого, покупатель доволен совершенной покупкой, а продавец – продажей. Но это в идеале, а в реальности мы можем заглянуть магазин, потому что на улице слишком холодно или идет дождь, а может для того, чтобы присмотреть для себя что-то, что планируешь купить или…. Да мало ли что. 

Так что? Диалог не состоялся? В том-то и дело, что состоялся и у него есть результат, другое дело, что этот результат не удовлетворителен либо для одной из сторон либо для всех участников.

Давайте сформулируем условия, при которых диалог возможен. Если хорошенько подумать, то выяснится, что диалог возможен практически всегда. Потому что, диалог – пространство отношений. А отношение у человека есть всегда и ко всему, в том числе и к неживой материи.

Как ты относишься к горе, асфальту, дождю, своему соседу, коллегам, звездам, космосу, любви и т.д.? Практически всегда, мы, находимся в пространстве отношений или, иначе, в диалоге с окружающей нас действительностью, реальностью. С этой точки зрения фраза – «Поменяй отношение и все изменится» – предлагает нам точку опоры, или отсчета, или фундамент, или истину и, естественно, способ избежать обид и многих других негативных эмоций.

Взаимовыгодный диалог возможен только тогда, когда общаются два полноправных партнера. В этом случае, эмоционально и ментально (интеллектуально), происходит полноценный обмен отношениями. То есть, возникает адекватность реакции, и мы в таких случаях говорим: «Какой хороший человек». Правильно, конечно хороший, если нам не с чем спорить, действия выполняются согласованно и наши ожидания оправданы.

Опять же, что значит согласованно. Да только то, что мы, как партнеры в танце, хорошо знаем па. Выучили. Но, если я ангажировалась на вальс и, танцуя получаю удовольствие, от того, как красиво и ловко все получается, думаю: «Ах, какой хороший у меня партнер», то это не значит, что, столь же хорошо я смогу танцевать с тем же партнером танго. Вероятностей, почему вальс это хорошо, а танго плохо – масса.

Я умею танцевать, он – нет
Я не умею, он не умеет.
Я не умею, он умеет.
Умеем оба, но один считает, что вальс все так же продолжается, а другой полагает, что нет.

Ну а если, по какой-то причине, кто-то посчитал, что танцы закончились, и пора начать работать?

Так вот, как сказано выше, самый простой способ избежать обид – не обижаться. Потому что, в действительности, никто никого не обижает, просто каждый человек действует сообразно своим представлениям и эти представления далеко не всегда совпадают.

Но, что делать, если избежать обиды не удалось? Мы не всегда можем совладать со своими эмоциями, и сколько не объясняй себе, что меня не обижали, обида появляется. На другого человека, начальника, обстоятельства, судьбу….

Экстренная помощь себе — прогулка. Банальная прогулка, даже по коридорам учреждения, в котором работаете, и то окажет мягкое «терапевтическое» действие. Не «накручивайте» себя, отвлекитесь. Решить или изменить что-то сейчас, немедленно, вы все равно не сможете, а успокоившись, «приняв» свои эмоции – дадите себе огромный шанс увидеть ситуацию целиком и найти правильный, нужный вам выход.

Констатировав для себя факт того, что: «Да, сейчас я чувствую и переживаю обиду», освободите голову от любых мыслей и далее в течение нескольких минут ходьбы удерживайте в сознании какой-нибудь приятный для вас образ, картинку, ситуацию…. Минут через пять обратите внимание на темп своих движений, он немного замедляется. Еще минут пять походите все более и более медленным шагом. (Если есть возможность, лучше проделывать эти упражнения на улице, в скверике). Присядьте, расслабьтесь, прикройте глаза, а лицо поднимите к источнику света, так, чтобы за закрытыми веками на вашем «внутреннем экране» появилось белое (или стремящееся к белому) светящееся пространство – созерцайте его, ни о чем не думая, ничего не представляя. Просто белое светящееся пространство внутри вас.

Времени, для выполнения всех этих действий — начиная с ходьбы и заканчивая созерцанием – потребуется не более тридцати минут, а результат, приятно удивит вас.

Освободив, таким образом, свое сознание и эмоционально чувственную сферу от негативных эмоций, «выходив» их, вы даете себе возможность осознать ситуацию, то есть, что же в диалоге, участником которого вы стали, пошло не так как вам хотелось бы. А осознав, вы увидите какие действия необходимо предпринять, для того чтобы ситуация стала развиваться в нужном вам направлении.

А обида? А что обида? Она прошла, оставив вместо себя не горечь несправедливости, а хорошее рабочее состояние и возможность принятия конструктивных решений.

Оцените статью
ЗнайКак.ру
Добавить комментарий