Фотография – удивительное искусство, способное пронести сквозь годы эмоции и впечатления. Глядя на снимки военных лет, мы как будто переносимся в то страшное время и становимся безмолвными свидетелями отваги и мужества нашего народа. Благодаря фронтовым фотографам, герои оживают и снова бросаются в бой, как и в тот момент, когда над Родиной нависла смертельная угроза. Мы видим их лица, полные храбрости и решимости, и, кажется, чувствуем запах гари и пороха, чувствуем боль и отчаянье, ощущаем кожей жар орудий. Великие работы советских мастеров фотографии Макса Альперна, Дмитрия Бальтерманца, Якова Рюмкина, Евгения Халдей и др. – это не просто запечатленные мгновения, а живая история нашей страны, дающая возможность новому поколению понять, через что прошли наши предки, чтобы завоевать Победу.
Давайте посмотрим еще раз на лучшие снимки времен Великой Отечественной войны.
«Комбат» — фотография, которую часто называют самым знаменитым снимком войны. Известный мастер Макс Альперн запечатлел на нем командира, поднимающего в атаку солдат. Долгое время имя самого комбата было неизвестно, пока не удалось с точностью установить личность бесстрашного героя. Им оказался политрук Алексей Еременко, погибший в этом же бою под селом Хорошее Луганской области.
«Ноктюрн» — работа Якова Халипа 1943 года, изображающая советских бойцов, слушающих музыкальное выступление.
Снимок Я. Халипа, сделанный в 1941 году на Днепропетровщине, который сам автор назвал «В горькие дни отступления».
Работа Михаила Трахмана «Прощание с матерью» (1941).
В 1942 году фотограф Дмитрий Бальтерманц сделал фотографию, которой дал название «Горе». На ней люди пытаются найти своих близких среди местных жителей, расстрелянных немецкими оккупантами. Поэт и журналист Илья Сельвинский, который также стал свидетелем этого трагического момента, описывая увиденное, напишет впоследствии такие строчки:
Можно не слушать народных сказаний,
Не верить газетным столбцам,
Но я это видел. Своими глазами.
Понимаете? Видел. Сам.
Вот тут дорога. А там вон — взгорье.
Меж ними вот этак — ров.
Из этого рва поднимается горе.
Горе без берегов.
Снимок «Атака» (1943) Д. Бальтерманца.
И еще одна работа легендарного фотохудожника Д. Бальтерманца, сделанная уже в немецком городе Бреслау в 1945 году. На ней запечатлены советские солдаты, которым сослуживец наигрывает мелодию на фортепиано. Сам автор назвал свой снимок «Чайковский».
«Смерть солдата» Анатолия Гаранина – это снимок, который давно был признан классикой фотоискусства. Репортер, работавший на одном из участков Крымского фронта в 1942 году, снял момент гибели советского солдата во время вражеского артобстрела. Страшные будни войны Гаранин видел своими глазами, поэтому каждый его кадр – честный рассказ о простых людях и их непростом пути к Победе.
Фотограф Василий Аркашев запечатлел знаменитого поэта Александра Твардовского на пепелище родного дома в хуторе Загорье на Смоленщине (1943).
Всеволод Тарасевич – автор серии фотографий «Ленинград в блокаде», передавшей всю боль и страдания, через которые прошли простые жители города.
Снимок Аркадия Шайхета «Киев освобожден» (1943), изображающий разрушенный Крещатик.
На фото репортера Гаврилова маленький мальчик качается на качелях, которые соорудили на дуле орудия, брошенном отступающими немецкими солдатами (Николаевская область, Украина, 1944).
Фотокорреспонденту Марку Маркову-Гринбергу удалось сделать кадр, который навсегда стал символом несломленной воли советских воинов. «За Родину!» — так назвал свой кадр автор.
Фото «Солдат» Якова Рюмина было сделано во время боев на Курской дуге.
И еще один портрет героя – фотография «В перерыве между боями» Ольги Игнатович, сделанная в 1943 году на Калининском фронте. На снимке — штурман Виктор Попов, который за время войны сделал 149 боевых вылетов.
Замечательный портрет «Коновод» Бориса Игнатовича (1944).
И знаменитая на весь мир фотография Б.Игнатовича, запечатлевшая долгожданный для всех узников Освенцима момент освобождения советскими солдатами (1945).
Работа Эммануила Евзерихина, «Стоять насмерть!» (1943), показывающая невероятное мужество и героизм наших бойцов, идущих в атаку, несмотря ни на что.
Еще одно фото Э. Евзерихина под названием «23 августа 1942 года. После массированного налёта гитлеровской авиации», на котором запечатлен фонтан «Бармалей», изображающей беззаботный детский хоровод, на фоне разрушенного до основания города.
Снимок Михаила Савина «На пепелище» (1943).
Григорий Зельма «Письмо домой» (1943). Фотография сделана во время боев за Сталинград.
Фотография, рассказывающая историю одной семьи – «Всех угнали фашисты» Виктора Кинеловского (1943).
Трогательная работа Григория Липскерова «Пусть солдаты немного поспят», сделанная в Чехословакии в 1945 году.
«До Берлина 77 км» фотографа Анатолия Морозова (1945).
Самый знаменитый кадр, знаменующий Победу над немецкими захватчиками – работа «Знамя Победы над Рейхстагом» Евгения Халдея.
Прекрасное фото Марка Редькина, сделанное 9 мая 1945 года в Берлине, которое называется коротко и просто – «Победа».
Работы Георгия Петрусова из серии снимков, названных «Возвращение».
Юленька, слов нет. До слез. Лучшая статья за несколько лет.
Только все-таки "Ноктюрн" и "Чайковский"?
Спасибо.
Да, вот я прям расстроилась: продублировала случайно фото. Даже не знаю, как так получилось.
Это фото называется "Чайковский" (где солдат играет на фортепиано), и оно сделано в городе Бреслау корреспондентом Дмитрием Бальтерманцем. А "Ноктюрн" — это другой снимок совсем. Не знаю, как вышла такая досадная ошибка.
На фотографии Якова Халипа, которая называется "Ноктюрн", запечатлен скрипач, выступающий перед фронтовиками. Подробно о "Ноктюрне" можно прочитать здесь: http://old.redstar.ru/2010/10/26_10/4_05.html
И прошу прощение за такую оплошность.
Да зачем извинения — у всех бывают такие вещи. И не раз, и не два. А Вы попросите админа заменить фотографию — e-mail внизу, наверняка ради такой статьи он не откажет?!
Знаете, даже глаза на мокром месте. Настолько все эти кадры живые, с настоящими чувствами, правдой, пробирающей до глубин души. Может быть съемки фото не всегда казались уместными в те страшные годы, но насколько бесценные и невероятны в своей искренности они теперь. Как хорошо, что в статье есть не только фото, но и упомянуты авторы, которые воевали и выживали с помощью своих не самых совершенных фотокамер в осажденных и разрушенных городах, на самой передовой линии фронта, в госпиталях, в страшных условиях.
Очень хочется, чтобы и новые поколения не забывали об этом и не относились к 9 мая как просто к выходному дню, и не повязывали георгиевскую ленточку на джинсы или вместо шнурков.
Меня всегда удивляют лица на фото военных лет: такие чистые, простые, открытые и в то же время по-особенному мудрые.