Как устроен лифт

Разное

Вообще, конструкций лифтов существует достаточно много, но здесь я опишу самый распространенный лифт, устанавливаемый в жилых зданиях.

Знаете, что называется лифтом?

Лифт — транспортный механизм повышенной опасности, периодического действия, оснащенный кабиной, которая движется по жестко закрепленным направляющим, угол отклонения от вертикали которых не превышает 15°.

Все, что не попадает под это определение — это уже не лифт. (Существуют экзотические конструкции, например, вместо кабины — платформа, или кабина ходит в наклонной шахте)

Итак, кабина… Самый неинтересный элемент лифта. Коробка, как коробка. На кабине находится привод открытия/закрытия дверей представляющий из себя трехфазный электродвигатель с редуктором, либо такой же двигатель с частотным преобразователем (называемый просто «частотник»)

Сама кабина, как сказано в определении, движется по вертикальным направляющим. Направляющая представляет из себя обычный рельс, только поменьше, закрепленный вдоль стены шахты вертикально. Таких направляющих в шахте обычно четыре. Две расположены по бокам кабины, и еще две используются для движения противовеса.

Кабина «сидит» в направляющих не слишком жестко — во-первых, зазор предусмотрен конструктивно, во-вторых — кабина входит в направляющие специальными вкладышами, которые крепятся к кабине через специальные резиновые прокладки.

Как устроен лифт

Пол кабины обычно выполнен слегка подвижным (когда вы заходите в кабину, он немного утапливается), под полом находятся датчики загрузки кабины. Обычно этих датчиков три — один срабатывает от веса 15 кг, другой — от 90% загрузки от максимальной грузоподъемности, третий — от 110% (датчик перегруза). Датчик 15 кг нужен, чтобы лифт «понял», что кабина занята. Если нет сигнала от этого датчика, то кнопки в кабине работать не будут. Датчик 90% загрузки — чтоб не останавливаться на попутные вызовы. Ну а при перегрузе, лифт, соответственно, вообще не едет. Если не очень осознанные граждане иногда используют кабину в качестве туалета, то эти цифры весьма условны — датчики закисают намертво.

Подвеска кабины осуществляется тремя или четырьмя тросами. Каждый трос рассчитан на вес 16ти кабин с максимальной загрузкой. Такие требования. Так что байки про оторванные троса целиком на совести журналистов. Кроме того, троса требуют замены, если обнаруживается порванная прядь, либо превышено число обрывов проволочек на один шаг свивки.

(Вообще, на тему отбраковки тросов написаны толстые справочники)

Троса крепятся к кабине через хитрую штуку, называемую балансиром. Смысл этого балансира в том, чтобы при неравномерной вытяжке канатов (они со временем вытягиваются, то есть удлиняются), срабатывал датчик СПК (датчик слабины подвески канатов), и лифт выключался. Разумеется, при обрыве троса, датчик также сработает.

Как устроен лифт

Еще на кабине находится механизм ловителей. Судя по задаваемым мне вопросам, ловители многие представляют себе весьма фантастически ? Все просто, на самом деле. Ловители представляют из себя клинья, которые выдвигаются специальным механизмом. Клинья встают в распор между направляющими и кабиной, тем самым блокируя движение кабины вниз. Лифт отключается, а чтобы снять кабину с ловителей, достаточно ее подтянуть к верху.

Троса от кабины через отверстие в потолке шахты заходят в машинное помещение, там через шкив (такое большое чугунное колесо, правильно назывемое канато-ведущим шкивом, или КВШ) опять спускаются в шахту и другим концом крепятся к противовесу. Противовес — набор железобетонных или чугунных «чушек», закрепленных в раме, которая, также, как и кабина, ездит по направляющим. Самый тяжелый и неэкономичный режим для лифта — это когда пустая кабина едет вниз. Ибо более тяжелый противовес в это время едет, соответственно, вверх.

Теперь перейдем к машинному помещению

Помещение это находится на крыше, а уже в нем находится главный двигатель лифта, станция управления лифтом, ну и ограничитель скорости. (Те самые будочки на крышах многоэтажек, по одной на подъезд — это и есть машинное помещение лифта)

Лифт приводится в движение электродвигателем. Чтобы не ездил слишком быстро, и чтоб не ставить слишком мощный двигатель, ставится понижающий редуктор. На выходе редуктора — выше упомянутый шкив — КВШ. Плюс к этой конструкции добавляется механизм тормоза. Тормоза на лифте — обычные барабанные, то есть две колодки, давящие на барабан, как в автомобиле. Растормаживание производится электромагнитом. Все вместе это (двигатель, редуктор, тормоза, КВШ) называется лифтовой лебедкой.

Двигатель. Поскольку он трехфазный, должен иметь три обмотки. А вот и не угадали, их шесть! Три — для движения на большой скорости, и три — на малой. Да да, привод лифта — двухскоростной. Движение начинается всегда на большой скорости, перед остановкой включается малая скорость, непосредственно остановка осуществляется отключением двигателя и накладыванием тормозов.

Редуктор — ну, обычный редуктор. Червячный вал плюс шестерня. Теперь ограничитель скорости. Собственно, его задача — посадить лифт на ловители. То есть ограничивает скорость один раз и очень резко) Представляет из себя шкив, через, который проходит еще один трос. Про этот трос мы еще поговорим, а внутри шкива находятся два подпружиненных груза, которые под воздействием центробежной силы стремятся раздвинуться и застопорить этот самый шкив. Таким образом, шкив ограничителя скорости перестает крутиться, а что же трос? А трос этот одним концом подвязан к кабине. И другим концом тоже, только сначала проходит через почти такой же шкив в самом низу шахты. Таким образом, трос получается, как бы закольцован. Так, вот, при движении кабины, при превышении скорости кабины, грузики стопорят шкив ограничителя скорости, трос резко перестает двигаться и воздействует на механизм ловителей, заставляя выйти клинья ловителей на кабине.

Станция управления лифтом — ну, тут нет смысла рассматривать все многообразие устанавливаемых станций. По сути, обычный образец промышленной автоматики. Центральный контроллер — маленький компьютерный мозг лифта, вспомогательные узлы, исполнительные реле.

Конечно, пятикиловаттный двигатель релюшками не попереключаешь, поэтому ставится четыре солидных пускателя — два включают большую и малую скорость, еще два меняют очередность фаз на обмотках двигателя, меняя направление вращения двигателя (выбирая направление — вверх или вниз). Цепь растормаживания как правило, идет через те же пускатели — при включении пускателя скорости и направления, включается электромагнит тормоза, при выключении двигателя -выключается и электромагнит, накладывая тормозные колодки.

Оцените статью
ЗнайКак.ру
Добавить комментарий
  1. Семён

    Очень хорошая статья. Спасибо.
    Однако просто кровь идёт из глаз, когда читаешь слово «тросА» т.е. тросы во множественном числе.

    Проверяйте, пожалуйста, хотя бы элементарную грамотность у своих сотрудников, пишущих статьи. Или же редактируйте, если перепечатываете со стороны.

    1. znaikakadmin автор

      Спасибо за замечание! Будем работать над этим.