Как выбрать ОКВЭД для бизнеса

Финансы

ОКВЭД буквально понимается как «общероссийский классификатор видов экономической деятельности» – это перечень кодов, обозначающих различные сферы хозяйственной и иной деятельности, которыми могут заниматься юрлица и индивидуальные предприниматели.

Как выбрать ОКВЭД для бизнеса

Для чего нужны коды ОКВЭД?

Коды ОКВЭД официально присваиваются при государственной регистрации организации или ИП. Когда образуется тот или иной бизнес, его владельцы самостоятельно выбирают при регистрации список кодов ОКВЭД из справочника, подходящих под тот вид деятельности, для которого организация или ИП создаются. Выбор таких кодов – это обязательное условие при официальном оформлении бизнеса, так как они необходимы для дальнейшей отчетности по работе.

Нет различий в кодах для АО, ООО или ИП, однако для любого бизнеса этот набор кодов индивидуален.

Таким образом, ОКВЭД:

  • разрешает вопрос упрощения процедуры госрегистрации компаний и ИП через классификацию их деятельности;
  • служит для расчета налога (какой код ОКВЭД зарегистрирован, такая налоговая ставка вычитается в соответствии с видом занятости бизнеса);
  • способствует регулированию экономики в целом (создаются нормативные документы для контроля государства над конкретными видами предпринимательской деятельности);
  • осуществляет статучет организаций.

Коды ОКВЭД лежат в основе классификации уровней травматизма и профзаболеваний из-за производства, которая состоит из 32 классов.

С помощью этой классификации работники предприятий могут получать социальные выплаты, когда возникают несчастные случаи на производстве, а работодатели имеют возможность выплачивать взносы по тарифам, полагающиеся в качестве социального страхования.

В такой ситуации играет роль установленный класс опасности: чем он выше, тем выше установленная стоимость тарифа. Факт оплаты взносов предприятие обязано подтверждать ежегодно, направляя соответствующую бухгалтерскую отчетность. Если эти данные не подтверждаются вовремя, то орган ФСС сам произведет выбор кодов с наибольшим классом опасности для данного типа деятельности, что приведет к завышенным суммам взносов.

Структура ОКВЭД

Справочник кодов ОКВЭД включает в себя 17 разделов, каждый раздел посвящен какой-то крупной отрасли хозяйственной деятельности. При этом ОКВЭД не учитывает деления субъектов по организационно-правовым формам, формам собственности и порядка подведомственности. Кроме того, в нем никак не отражены виды торговли (внешняя и внутренняя) и характер деятельности компаний (коммерческая и некоммерческая).

Виды деятельности классифицируются по кодам, имеющим строгую иерархию. Коды ОКВЭД могут состоять от двух до шести цифр, однако, по новым правилам, при государственной регистрации нового субъекта необходимо указывать коды, состоящие как минимум из четырех цифр или всего из пяти символов (вместе с точкой). Эти изменения вступили в силу 04.07.2013 года Приказом ФНС.

Так, вначале разделов указаны коды, характеризующие основной вид деятельности (именуемые классами), а далее записаны коды, конкретизирующие, какие направления деятельности могут входить в этот основной вид (подклассы, группы, подгруппы и виды). Если выбор основного вида деятельности (ОВД) не будет произведен, налоговый орган не вправе зарегистрировать такую компанию.

К сведению: как правило, код ОВД выбирается по тому, какое именно направление приносит бизнесу набольшее количество дохода. Иные виды, сопутствующие основной деятельности, указываются в качестве второстепенных.

Структура кода ОКВЭД

Если обозначить каждую цифру как нуль, тогда структура ОКВЭД показана следующим образом:

  • 00. – класс;
  • 00.0 – подкласс;
  • 00.00 – группа;
  • 00.00.0 – подгруппа;
  • 00.00.00 – вид.

Например, класс ОКВЭД 41 – это «Строительство зданий». В него включено несколько подклассов, вот некоторые из них: 41.1 – «Разработка строительных проектов», 41.2 – «Строительство жилых и нежилых зданий». Подкласс 41.1 имеет одну группу – это «Разработка проектов по строительству жилых и нежилых зданий посредством объединения финансовых, технических и физических средств для реализации проекта с целью дальнейшей продажи». И так далее. Не все классы ОКВЭД имеют свою структуру вплоть до вида, некоторые ограничиваются только подклассом или группой.

Так, при регистрации организации или ИП, заявителю необходимо указать сразу несколько кодов ОКВЭД, которые учитывают весь спектр направлений в будущей деятельности данного бизнеса, чтобы избежать в дальнейшем лишней бумажной волокиты. Ведь для добавления новых кодов, необходимо будет заново регистрировать изменения в налоговом органе.

Где и как выбрать виды ОКВЭД

Подобрать необходимые для конкретной фирмы (или ИП) коды ОКВЭД достаточно просто: эта информация содержится на различных сайтах в Интернете и имеет достоверный характер.

Чтобы получить коды ОКВЭД для открытия своего бизнеса необходимо обратиться в специализированные государственные органы или структуры.

  1. Налоговый орган. При государственной регистрации организации или ИП выдается специальный документ в форме выписки, где все такие коды прописаны.
  2. Получение в отделении Госстата. Для этого необходимо иметь при себе простые копии свидетельств ОГРН и ИНН; учредительных документов (Устава) и паспорта на директора – для организаций, либо доверенности на представителя.
  3. Официальный сайта Госстата. Через сервис этого сайта можно получить код онлайн в кротчайшие сроки и требуется указать только ИНН и регион нахождения субъекта.
  4. Через сторонние компании, помогающие получать такого рода информацию на возмездной основе.

Ну а выбрать код — проще простого. Переходите по ссылке "ОКВЭД 2" (двойка означает вторую редакцию кодов, именно она актуальна сегодня), вбиваете в поле поиска ключевой запрос из своего бизнеса, и тут же база предоставляет вам нужные коды. Если коду соответствует верное описание — смело берёте эти цифры, если нет — пробуйте уточнить ключевой запрос.

Кодировка ОКВЭД не налагает на предпринимателей какой-либо ответственности. Тем не менее, следует очень внимательно подходить к определению набора кодов, особенно если деятельность связана с выдачей патентов или лицензий.

Важно: в силу того, что для определенных бизнесов нужна лицензия или патент, рекомендуется вовремя получить все разрешительные документы на внедрение соответствующего вида деятельности.

На определенные виды деятельности установлены специальные запреты (например, для аудиторской или банковской деятельности).

Количество кодов можно указать любое, но не рекомендуется записывать более тридцати.

Если направление в работе компании расширяется, либо меняется, коды ОКВЭД необходимо обновить согласно последним данным. Это делается путем регистрации в налоговой инспекции новой редакции Устава (только тогда, когда перечень ОКВЭД есть в Уставе). Если же в нем нет таких данных, то происходит обычная подача документов на внесение изменений в юрлицо или ИП.

Совет: можно зарегистрировать коды ОКВЭД из различных, не связанных между собой сфер, где организация или ИП планируют работать сразу после регистрации, а также в тех, в которых планирует работать в будущем.

Например, в качестве ОВД может быть указан код 69.1. – деятельность в области права, а дополнительными могут быть, к примеру, такие коды:

  • 64.99.3 – капиталовложения в уставные капиталы, венчурное инвестирование, в том числе посредством инвестиционных компаний;
  • 68.1 – покупка и продажа собственного недвижимого имущества;
  • 71.12.4 – деятельность геодезическая и картографическая;
  • 73.1 – рекламная деятельность и др.

Таковы основные моменты в особенностях обозначения и применении кодов ОКВЭД, позволяющих существенно упорядочить современную хозяйственную деятельность различных субъектов рынка, вести их учет и статистику.

Оцените статью
ЗнайКак.ру
Добавить комментарий