Как создавались песни военных лет (Часть 2)

Развлечения

Накануне Дня Победы мы вспоминаем любимые песни военных лет, которые, как незримые свидетели тех дней, несут в себе память поколений. Эти прекрасные мелодии напевали в окопах Великой Отечественной, они, как и бесстрашные защитники нашей Родины, прошли все фронта и звучали у стен поверженного Рейхстага. Песни войны, опаленные страшным пожарищем, сохранили свою искренность и звонкость и, как миллионы советских людей, смогли вернуться к мирной жизни, продолжая нести слушателям самые светлые и чистые помыслы.

Как создавались песни военных лет (Часть 2)

«Синий платочек».

Синенький, скромный платочек
Падал с опущенных плеч.
Ты говорила,
Что не забудешь
Ласковых, радостных встреч.

Порой ночной
Мы распрощались с тобой…
Нет больше ночек!
Где ты, платочек,
Милый, желанный, родной?

В 1940 году польский композитор Ежи Петерсбурский, который после раздела Польши оказался на советской территории и возглавил Государственный джаз-оркестр Белорусской ССР, написал вальс. Драматург Яков Галицкий, услышав красивую мелодию, сочинил к ней стихи – так появилась песня «Синий платочек». Правда, тогда в тексте не было куплета о боевых сражениях. Новые строчки появились в песне с началом войны. С первых же дней солдаты стали переиначивать любимый напев на новый лад, добавляя злободневные четверостишья. Некоторые версии оказались забыты, другие – прижились и исполнялись на фронтовых концертах. Например, большой популярностью пользовался «Синий платочек» в вариации поэта Бориса Ковынева, которая начиналась таким куплетом:

Двадцать второго июня,
Ровно в четыре часа
Киев бомбили,
Нам объявили,
что началася война.

Но настоящий успех пришел к песне, когда её включила в свой репертуар Клавдия Шульженко. По просьбе певицы, корреспондент Михаил Максимов переработал первоначальный текст «Синего платочка», добавив куплет, отражающие военную действительность, в которой существовала страна. Так появилась знаменитая строчка: «Строчит пулеметчик за синий платочек, что был на плечах дорогих». Колеся по фронтам, Шульженко со своим коллективом обязательно исполняла лирическую песню, которая помогала бойцам отвлечься от тяжелых боевых будней. После войны певица продолжала петь песню, ставшую поистине народной, на концертах. Когда на выступлении, посвященном 70-летнему юбилею, Шульженко вышла к зрителям с синим платком в руках, зал встал и аплодисментами встречал великую исполнительницу, отдавая должное не только певческому таланту, но и человеческому подвигу героев, победивших фашизм.

Как создавались песни военных лет (Часть 2)
Клавдия Шульженко выступает перед фронтовиками,  1941.

«Темная ночь».

Тёмная ночь, только пули свистят по степи,
Только ветер гудит в проводах, тускло звезды мерцают.
В тёмную ночь ты, любимая, знаю, не спишь,
И у детской кроватки тайком ты слезу утираешь.

Как я люблю глубину твоих ласковых глаз,
Как я хочу к ним прижаться теперь губами!
Тёмная ночь разделяет, любимая, нас,
И тревожная, чёрная степь пролегла между нами.

В 1943 году композитор Никита Богословский и поэт Владимир Агатов написали песню для кинофильма «Два бойца», которой суждено было стать символом бесконечной любви и истинной преданности. Режиссер ленты Леонид Луков долго не мог придумать, как поставить драматическую сцену написания солдатского письма. Решение в пользу песенного жанра показалось наиболее удачным, и буквально за несколько дней появилась песня «Темная ночь», которую записал исполнитель главной роли Марк Бернес. Проникновенные слова этой лирической композиции так точно отражали чувства миллионов бойцов, тоскующих по родному дому и близким людям, что песня стала восприниматься как своеобразный светлый гимн верности и любви. За свою более чем 70-летнюю историю «Темная ночь» вошла в репертуар многих исполнителей, но именно классический вариант Марка Бернеса признан самым душевным и трогательным.

Как создавались песни военных лет (Часть 2)
Кадр из фильма «Два бойца».

«Смуглянка».

Как-то летом на рассвете
Заглянул в соседний сад,
Там смуглянка-молдаванка
Собирает виноград.

Я краснею, я бледнею,
Захотелось вдруг сказать:
"Станем над рекою
Зорьки летние встречать".

Песня «Смуглянка», написанная в 1940 году композитором Анатолием Новиковым и поэтом Яковом Шведовым  по заказу ансамбля Киевского особого военного округа, стала популярна не сразу. О сюите, посвященной революционеру Григорию Котовскому, в которую и входила песня о молдавской девушке-партизанке, какое-то время никто не вспоминал, а клавир даже был утерян. «Смуглянку» возродил руководитель Краснознаменного ансамбля песни и пляски Александр Александров, который в 1944 году обратился к Новикову в поисках репертуара. Вспомнив о своем забытом детище, композитор восстановил ноты песни по черновикам и представил её, вместе с другими композициями, на суд Александрову, который взял «Смуглянку» в концертную программу. Первое исполнение песни состоялось в Концертном зале имени П. И. Чайковского, а поскольку выступление прославленного ансамбля транслировалось по радио, «Смуглянка» сразу стала популярной. Текст песни хоть и был посвящен событиям Гражданской войны, но органично вписался в реалии тех дней: многие бойцы считали, что стихи посвящены боям за освобождение Молдавии. «Смуглянку» полюбили на фронте за легкую мелодию и запоминающийся текст. Новый виток популярности ждал песню уже после войны, когда в 1973 году Леонид Быков включил её в свой знаменитый фильм «В бой идут одни старики». По воспоминаниям друзей, режиссер впервые услышал «Смуглянку» подростком, когда её пели бойцы, возвращающиеся с фронта. Именно тогда Леонид Федорович решил, что когда-нибудь он обязательно снимет фильм о Великой Отечественной войне, в которой будет звучать полюбившаяся мелодия.

Как создавались песни военных лет (Часть 2)
Кадр из фильма «В бой идут одни старики».

 «Казаки в Берлине».

По берлинской мостовой
Кони шли на водопой,
Шли, потряхивая гривой,
Кони-дончаки.

Распевает верховой:
«Эх, ребята, не впервой
Нам поить коней казацких
Из чужой реки».

Так сложилось, что песня «Казаки в Берлине», написанная 9 мая 1945 года, стала первой мелодией мирной жизни. Фронтовой корреспондент Цезарь Солодарь, встретивший счастливый День Победы в немецкой столице, на одном из перекрестков увидел лихую казачью конницу, начавшую свой боевой путь в 1941 году. Зрелище так впечатлило репортера, что он в тот же день набросал стихи и показал их композиторам братьям Даниилу и Дмитрию Покрасс. Музыкантам так понравился текст Солодаря, что мотив был найден за считанные часы. Братья Покрасс придумали и удалой припев, добавив к стихам строчку: «Казаки, казаки! Едут, едут по Берлину наши казаки». Так песня «Казаки в Берлине» стала одновременно последней песней военных лет и первой песней великой Победы.

Как создавались песни военных лет (Часть 2)
Советские солдаты слушают гармониста на улице Берлина.

Идут годы, сменяются поколения, а любимые песни не стареют: их по-прежнему поет молодежь, вспоминая доблестный подвиг воинов, отстоявших родную землю и подаривших нам право жить под мирным небом. Слава народу-победителю!

Оцените статью
ЗнайКак.ру
Добавить комментарий