Как сделать планер из бальзы

Как сделать

Мало что в жизни приносит столько удовлетворения, как наблюдение за сделанным собственными руками самолетиком, который набирает высоту в ясном летнем небе. Глайдеры из бальзы легко создавать и они служат идеальным «учебником» по моделированию небольших самолетиков для начинающих, знакомя своих создателей с основными техниками построения, аэродинамикой, различными мелочами и нюансами. Будьте готовы провести за созданием вашей модели самолетика достаточно длительное время, разбитое на несколько сессий. Каждый шаг довольно прост, но тщательная шлифовка и аккуратное приклеивание окупится, когда ваша птичка встанет на крыло.

Сложность: умеренная.

Мало что в жизни приносит столько удовлетворения, как наблюдение за сделанным собственными руками самолетиком, который набирает высоту в ясном летнем небе

 Вам потребуются:
— план проекта (выберите, например, один из чертежей на masteraero.ru/mp.php);
— лист бальзы толщиной 0,15-0,16 мм;
— лист бальзы 0,07-0,08 мм (0,15 можно отшлифовать до 0,07);
— лист бальзы 0,3-0,31 мм (2 листа по 0,15 можно склеить вместе);
— по некоторым планам (не сложно найти в Интернете), вам могут понадобиться детали из хвойного дерева. Если оно для вас не доступно, можно использовать липу;
— нож для моделирования (или набор с различными насадками);

нож для моделирования (или набор с различными насадками)

— клей по дереву;
— несколько листов наждачной бумаги различной зернистости (100-320);
— наждачный блок («кирпич» с наклеенной на него наждачной бумагой);
— глина для моделирования – чтобы уравновесить вес самолета.

 Строим модель

1. Распечатайте план – так вам будет гораздо удобнее с ним оперировать.

Распечатайте план – так вам будет гораздо удобнее им оперировать
2. Наметьте на листах бальзы план в оригинальном масштабе (размеры деталей будут указаны на выбранном вами плане). Чтобы перенести детали с чертежа на дерево, сначала лучше нарисовать их в оригинальном размере на картоне, все проверить, вырезать, и затем просто обвести полученные трафареты карандашом на листах дерева. Если воспользуетесь шариковой ручкой, мягкая бальза немного продавится под ней и обеспечит вам хорошую линию для разреза. Если иное не указано на плане, волокна дерева должны идти вдоль самой длинной стороны детали.

3. Используя нож(и) для моделирования, вырежьте части самолетика из дерева. Работайте аккуратно, не пытайтесь за одно движение вырезать всю деталь целиком. Это дерево отойдет или расщепится быстро – вдоль волокна, — но намного труднее будет резать поперек волокон.

4. При помощи наждачной бумаги отшлифуйте детали до их итоговой формы. Будьте очень аккуратны, периодически сверяйте с картонными шаблонами/трафаретами. Т. к. модель будет выполнена из цельных кусков дерева, а не из покрытой листами рамы, большинство форм структуры получатся именно благодаря ошкуриванию. Начните с краев, но пока избегайте тех краев, за которые позже вы будете склеивать модель (к примеру, внутренние края двух крыльев, за которые вы будете клеить их к центральной части (или друг к другу), или нижняя часть вертикального стабилизатора и место на фюзеляже, где крыло и горизонтальный стабилизатор будут смонтированы друг с другом). Можно держать одинаковые части, вроде двух половинок крыльев вместе, когда будете ошкуривать их, чтобы сохранить идентичную форму. После того, как края будут обработаны, можете перейти к общей поверхности. Используя наждачную бумагу средней зернистости, отполируйте фюзеляж и хвостовые части, — до тех пор, пока они не станут гладкими на ощупь. Не усердствуйте слишком, чтобы не истончить листы бальзы, — как уже упоминалось выше, это мягкое дерево.

5. Теперь нужно отшкурить профиль крыла до нужной — оптимальной — аэродинамичной формы. Аэродинамический профиль идет вдоль угла атаки и обеспечивает самолету возможность быстро подняться в воздух. Этот профиль должен сделать крыло округлым вдоль переднего края, расширяяся по направлению к центру, и затем сужаясь практически до точки к краю заднему. Посмотрите на рисунки вариантов поперечного среза крыла – это даст предсталение, о чем идет речь (вам нужен нижний, симметричный вариант):

Аэродинамический профиль
 


6. Ошкурьте внутренний край каждого крыла под углом, который создаст «двугранный угол» для каждого крыла, когда оба крыла будут приклеены. Величина угла обычно помечается на плане, и измеряется как расстояние между внешним кончиком каждого крыла в нужном положении и тем же кончиком, если бы крыло было абсолютно плоским.

двугранный угол

Ошкурьте внутренний край каждого крыла

 

Обрабатывайте в положении, когда передний край крыла овернут от вас вбок (соответственно в правый или левый), т. е. внутренний край крыла смотрит на вас, в противном случае работая от себя вперед, вы можете ошкурить под углом, и закрепленное крыло будет направлено немного назад. Закрепите крыло по диагонали на той высоте, при которой внешний кончик крыла создаст с горизонтальной плоскостью нужный двугранный угол. Возьмите кусок шкурки или квадратный блок со шкуркой (удобнее использовать) и расположите его вертикально напротив внутреннего края крыла. Шкурьте до тех пор, пока край не станет полностью плоским и перпендикулярным рабочей поверхности. Повторите со вторым крылом.

7. Склейте два крыла вместе (или приклейте к центральной части самолета). Используйте небольшие одинаковые колодки/блоки под каждым крылом, чтобы получить нужный двугранный угол, нанесите каплю клея на внутренний край каждого крыла, немного распределите спичкой, приклейте крылья. Сразу уберите лишний клей, вышедший за края. Положите небольшой грузик сверху, в центр, на место крепления крыла/крыльев друг с другом. Еще раз измерьте двугранный угол и сделайте при необходимости поправки, пока клей не засох. Дайте клею просохнуть около двух часов.

8. Соберите самолет из всех остальных частей. Особое внимание уделите углу горизонтального стабилизатора по отношению к углу положения крыльев (это называется установочный угол крыла и стабилизатора). Проверьте все части модели по плану, чтобы быть уверенными, что по мере создания сохранили нужные углы. Если установочный угол получится неверным, модель будет плохо летать. И снова дайте клею просохнуть в течение 2-х часов.

Отделка и полет

1. Сбалансируйте самолет. Положите палец на нижнюю часть каждого крыла, строго на середину ширины крыла. Поднимите самолет на пальцах. Сбалансированный таким образом, самолет наклонится по направлению к хвосту. Добавляйте глины для моделирования на нос самолета до тех пор, пока не добьетесь горизонтального баланса.

2. Протестируйте планер в полете. Держа самолет на высоте плеча, с носом планера, направленным немного книзу, легонько подтолкните самолет, выпуская его в воздух. Не бросайте и не метайте его. Глайдер/планер должен лететь прямо вперед по хорошей гладкой и ровной линии.

3. Для идеального полета подправьте планер. Если самолет из ваших рук ныряет вниз, уберите немного веса (глины) с носа. Если самолет направляется резко вверх, затем останавливается и после ныряет вниз, наоборот, добавьте веса на нос. Если глайдер жестко заворачивает налево или направо, очень аккуратно согните задний край вертикального стабилизатора, чтобы компенсировать поворот, — продолжайте до тех пор, пока глайдер не полетит четко вперед.


Отделка и полет
 

Дополнения и предупреждения:

— Для максимально долгого полета – в принципе возможного – самолет следует сильно бросать почти вертикально на ветер и немного по направлению к земле. Этот тип полета требует специальной отделки;

— Дорабатывая модель, будьте терпеливы и изменяйте только одну вещь за раз – до тех пор, пока самолет не полетит так, как вам хочется.

Оцените статью
ЗнайКак.ру
Добавить комментарий