Как развить наблюдательность с помощью системы Станиславского

Дом и семья

Преимущества хорошо развитой наблюдательности:

  • Помогает сохранить и развить живой и цепкий ум.
  • Облегчает обучение. Наблюдая за другими, вы можете изучить и перенять их эффективные способы взаимодействия с людьми и прочие полезные навыки.
  • Улучшает навыки принятия решений. Можете лучше оценить ситуацию, наблюдая за людьми и возникающими сложностями; заметить тенденции, обнаружить проблемы и возможности до того, как они возникнут.
  • Обеспечивает более эффективные коммуникации. Вам будет легче оценивать свои чувства по отношению к предметам обсуждения и формулировать свои мнения; сможете лучше понимать людей (замечать, как они относятся к тем или иным темам, что и кто им нравится или не нравится) и адаптировать свой стиль коммуникаций с этими людьми соответственно — например, будете эффективнее взаимодействовать с теми, кто ведет себя агрессивно или же неуклюж в общении.
  • Повышает ваши шансы на удачное трудоустройство и устойчивый профессиональный успех. Посмотрите на предыдущие 4 пункта — они ведь о качествах, которые очень важны в работе.

Как развить наблюдательность с помощью системы Станиславского

В книге «Работа актера над собой», в которой Станиславский описывает свою знаменитую актерскую систему и соответствующие упражнения, большое внимание уделяется развитию внимания и наблюдательности актера. В этой статье я опишу те упражнения Станиславского, которые применимы и полезны в обычной жизни, а также приведу дополнения из современных учебных материалов.

Упражнение 1

Вечером просматривайте весь прожитый день, стараясь максимально детализировать свои воспоминания — мысли, чувства, вкус съеденного, запахи, расположение предметов.

Точно с такой же детализацией старайтесь вспомнить и какой-то день из прошлого.

Упражнение 2

Мысленно просматривайте дома, квартиры, комнаты, в которых вам приходилось жить и места, в которых вам приходилось бывать. Станиславский советует: вспоминая отдельные вещи, мысленно пользуйтесь ими — так вам будет легче вспомнить последовательность действий с ними и детали своей прошлой жизни в этом помещении.

Кстати, вам может казаться, что вы все итак (за)помните и незачем присматриваться, вспоминать, развивать наблюдательность. Но, например, библиотека, в которую я хожу, находится в здании с колоннами и у меня было 3 разных эмоциональных опыта, связанных с ними, причем в воспоминаниях о каждом из этих опытов расстояние между колоннами, их размер и расположение относительно входа в здание совершенно разные! Мои случайные воспоминания о планировке пространства оказались полностью подчинены тому, на какой точке пространства было сосредоточено драматическое напряжение ситуации. Вот и пример ненадежности случайного запоминания и важности развития наблюдательности.

Упражнение 3

«Прекрасное возвышает душу, вызывает в ней самые лучшие чувствования, оставляющие неизгладимые, глубокие следы в эмоциональной и другой памяти…», — сообщает Станиславский в своей книге.

Он советует начать с пристального вглядывания в природу (цветок, лист и так далее), и только потом обращаться к исследованию произведений искусства и просто всего того, что попадается вам на глаза и помогает вырабатывать хороший вкус.

Как развить наблюдательность с помощью системы Станиславского

Рекомендации Станиславского:

  • Опишите, что именно вам нравится в объекте — так вы сильнее вникнете в его сущность.
  • Не избегайте мрачных сторон природы, уродливых объектов — и в самом уродливом есть красивое, как и в красивом — некрасивое; более того, некрасивость оттеняет красивость — делает ее ярче. Очень важно присматриваться и к красивому, и к уродливому — без этого «представление о прекрасном станет у вас однобоким, сладеньким, красивеньким, сентиментальным…».

Кстати, поиск и анализ прекрасного можно делать и структурированно, развивая, тем самым, свое аналитическое мышление. Например, сотрудники крупнейшего американского музея современного искусства (MoMA) в своем онлайн-курсе о стратегиях обучения детей истории искусств (курс "Art and Inquiry" на сайте Coursera) предлагают такой список вопросов для анализа предмета искусства:

  1. Опишите объект. Проанализируйте его линии, цвет, текстуру, узор и форму. Можете ли вы разобраться, из чего или как был сделан объект?
  2. Что вы знаете об этом объекте? Что вам в нем знакомо и что — незнакомо?
  3. Составьте список слов, идей и прочих ассоциаций, которые приходят вам в голову, когда вы смотрите на объект. Почему этот объект заставляет вас думать о них?
  4. Какие вопросы вы хотели бы задать об этом объекте? Можете ли вы сами найти ответы на эти вопросы?
  5. Опишите что-то самое интересное об этом объекте одним предложением.

Упражнение 4

«…задайте себе вопросы и честно, искренне ответьте на них: кто, что, когда, где, почему, для чего происходит то, что вы наблюдаете? Определяйте словами то, что вы находите красивым, типичным в квартире, в комнате, в вещах, которые интересуют вас, что больше всего характеризует их владельцев. Определяйте назначение комнаты, предмета. Спрашивайте себя и отвечайте: почему так, а не иначе расставлена мебель, те или другие вещи и на какие привычки их владельцев они намекают».

Как развить наблюдательность с помощью системы Станиславского

Интересно, что этот шаблон анализа почти идентичен тому, который используется в журналистике и управлении качеством. 5W+H — англоязычная аббревиатура для шаблона журналистского репортажа, 5W2H — для задач управления качеством.

  • (W) Кто: люди, вовлеченные в ситуацию.
  • (W) Что: проблемы, предметы, идеи.
  • (W) Когда: прошлое, настоящее, будущее анализируемой темы и частота процесса.
  • (W) Где: места-участники.
  • (W) Почему: причины, аргументы, обстоятельства ситуации.
  • (H) Как: история или способ функционирования (как это началось/произошло или как работает).
  • (H) Как много: размах проблемы, статистика.

Упражнение 5

«…многие невидимые, душевные переживания отражаются в мимике, в глазах, в голосе, в речи, в движениях и во всем нашем физическом аппарате. Это облегчает задачу наблюдателя, но и при таких условиях не легко понять человеческую сущность, потому что люди редко распахивают и показывают свою душу такой, какова она на самом деле. В большинстве случаев они прячут свои переживания, и тогда внешняя личина обманывает, не помогает наблюдателю, и ему становится еще труднее угадывать скрываемое чувство».

Как развить наблюдательность с помощью системы Станиславского

«Мои советы не новы и заключаются в следующем: когда внутренний мир наблюдаемого вами человека вскрывается через его поступки, мысли, порывы, под влиянием предлагаемых жизнью обстоятельств, — следите внимательно за этими поступками и изучайте обстоятельства, сопоставляйте те и другие, спрашивайте себя: "Почему человек поступил так или иначе, что у него было в мыслях?" Выводите из всего этого соответствующее заключение, определяйте ваше отношение к наблюдаемому объекту и с помощью всей этой работы старайтесь понять склад его души».

Что можно добавить к его словам?

  • Станиславский работал и писал свою книгу тогда, когда науки психология и социология еще не были так развиты, как сейчас. Сейчас уже можно найти множество схем анализа поведения человека, хотя для начала достаточно и его общих рекомендаций.
  • Хорошая идея — еще и изучить распространенные когнитивные предубеждения (даже в русской «Википедии» есть страница-список с краткими определениями). Например, в наблюдении за другими людьми вы можете совершить фундаментальную ошибку атрибуции — это склонность объяснять поступки и поведение других людей особенностями их личности («непунктуальный человек!»), а свое поведение — внешними обстоятельствами («я опоздал(а) из-за пробок!»).
  • В своем известном учебнике драматургии («Искусство драматургии») Лайош Эгри дает шаблон для создания «трехмерных», реалистичных персонажей — список параметров, разбитый на категории «физиология», «психология» и «социология». Не забывайте о «трехмерности» людей и вы: присмотритесь к физиологии наблюдаемого человека — физическим особенностям (могут быть причиной каких-то психологических комплексов), состоянию здоровья и качеству питания (влияют на настроение, уровень тревожности и умственные способности). Например, элементарный дефицит йода может привести к снижению умственных способностей, нетерпеливости и раздражительности — все это ведь будет временными явлениями, а не устойчивыми личностными характеристиками наблюдаемого человека.

————

Хотите укрепить не просто тело, но и дух? Тогда для вас йога в раменском. Занятия йогой формируют выдержку, подтянутую фигуру и крепкие нервы.

Похожие статьи

Оцените статью
ЗнайКак.ру
Добавить комментарий

  1. Vivente

    Потрясающе полезная и информативная статья! Прочитать стоит многим не только для улучшения наблюдательности, но и для видения и понимания окружающего мира в целом.

    Ответить
  2. Вера

    Перечитала «Бэмби» впервые за годы, а там в какой-то момент старый олень дает Бэмби совет: «Умей слушать, умей чуять, умей смотреть. Умей сам познавать жизнь». Запоздалое хорошое вступление для этой статьи…

    Ответить