По большему счету для продавца нет особого значения, как с ним рассчитается покупатель собственными или заемными средствами. Если опираться на данные статистики, то людей с наличными средствами намного меньше, чем тех, кто готов приобрести квартиру только с помощью ипотеки. Поэтому приходится подстраиваться под рынок недвижимости, если нужно срочно продать свое жилье, и нет времени годами ждать покупателя с наличными.
С чего начать продажу квартиры?
Если нет ни времени, ни возможности искать желающих приобрести квартиру, то можно воспользоваться услугами риэлтора. Он найдет необходимых покупателей, поможет собрать документы и составить договор. Конечно, это не бесплатно, но зато можно сэкономить время и нервы. Процедура купли-продажи подробно описана в законе «Об ипотеке» № 102-ФЗ. С ним в первую очередь нужно ознакомиться, прежде чем приступать к продаже, чтобы провести сделку в соответствии с российским законодательством.
Процедура купли-продажи через ипотеку
Весь процесс продажи можно поделить на этапы:
1. Сбор пакета документов и подача заявки в банк покупателем.
2. Составление предварительного соглашения. Ожидание одобрения кредитной организации.
3. Заключение основного договора купли-продажи.
4. Регистрация сделки в Регпалате или в Многофункциональном центре.
5. Перевод денег продавцу, а с новым владельцем квартиры заключается ипотечной договор.
Однако в большинстве случаев обе стороны вначале составляют предварительный договор, а только потом покупатель посещает банк для подачи заявления. Предварительное соглашение можно составить после того как будет принято окончательное решение продажи недвижимости через ипотеку обеими сторонами, и обговорены все детали сделки. Покупатель передает продавцу задаток, а тот в свою очередь пишет расписку о получении денег. Задаток – это сумма, которая варьируется в диапазоне от 100 до 200 тысяч рублей. Он необходим для подтверждения серьезности намерений покупателя и продавца и стимулирует довести сделку до завершения.
После того как вопросы с продавцом решены, покупатель направляет в банк, где передает сотрудникам финансового учреждения документы, полученные от продавца.
К ним относятся:
1. Паспорт владельца собственности (копия).
2. Техпаспорт квартиры.
3. Кадастровый паспорт, которому менее 5 лет.
4. Документ, подтверждающий право собственника на владение квартиры.
5. Сведения из жилищной конторы.
6. Выписку из Росреестра, где есть подтверждение, что квартира не находится в залоге или в аресте.
7. Оценка стоимости недвижимости независимым экспертом.
После одобрения ипотечного кредита банком, покупатель и продавец подписывают основной договор купли-продажи. Зарегистрировать сделку можно в МФЦ или в Регпалате. Затем покупатель забирает выписку из Росреестра, где указанно что теперь он законный владелец квартиры. После того как банк получит данную выписку от покупателя, он переводит денежные средства продавцу, а с новым собственником недвижимости заключает ипотечный договор.
В заключение
В целом купля-продажа через ипотеку ничем не отличается от обычной продажи квартиры наличными средствами. Разница лишь в том, что приходится подождать некоторое время одобрение займа банком. Перевод денежных средств находится под контролем банка, поэтому продавец может не волноваться, что не получит деньги. Гораздо более реальный риск – это отказ финансовой организации кредитовать покупателя.