Как правильно подойти к процессу стихосложения. Часть 2.

Развлечения

Как правильно подойти к процессу стихосложения. Часть 2.

Во второй части статьи «Как правильно подойти к процессу стихосложения. Часть 1.» рассмотрена будет уже практическая сторона этого вида творчества.

Итак, прорисуйте для себя основную суть произведения. Разговор идёт именно о внутреннем его зерне, а не о содержании. Не стоит составлять детальный план каждой строфы. Во-первых, вероятность успеха будет крайне невысока, во-вторых, речь идёт о том, чтобы обозначить некоторые разумные границы полёта творческой вашей мысли, но не отсекать излишне жесткими рамками так и не расправившиеся её крылья, иначе всё произведение, от первой буквы и до последней точки, создано будет исключительно силами интеллектуальными. А значимость стихотворного произведения отнюдь не истощается логической составляющей и изложенной в ней информацией.

Само понятие информации является довольно трудным к вопросам, скорее, философского характера, и в информационную нашу эпоху воспринимается, как ни странно, весьма упрощённо. Переданная посредством даже не фраз, но самого подбора слов, самого их звучания, чувственная, если можно так выразиться, составляющая поэтического произведения сообщает сознанию читателя не менее важную информацию, нежели смысловые конструкции, запечатлённые в грамматике фраз. Если перевести предыдущее предложение на несколько более понятный язык, звучать оно начнет примерно так: «важно не только то, что вы пишите, но и как вы это делаете». Согласитесь, предложения — «на берёзе ночью распустились почки» и «ветерок обсыпал изумрудной крошкой сонные берёзы как-то поутру» восприняты будут совершенно по-разному, несмотря на то, что повествуют об одном и том же событии. В первом примере объект, то есть берёза, выглядит самодостаточным и является центром создаваемого образа. В случае втором та же самая берёза является уже призмой, через которую автор и читатель видят таинственный и загадочный процесс пробуждения природы от зимнего сна. Если в первом случае в строке фигурирует преимущественно сама берёза, остальное же добавляется к ней в качестве необходимого антуража, то в строке второй, берёза имеет один и тот же статус с весенним ветерком, первой зеленью, утренним светом. И отображены во втором примере не столько упомянутые объекты, сколько само жизнерадостное весеннее настроение. Тот факт, что во втором примере отображенная картина обладает большим разнообразием, по сравнению с первым, отнюдь не означает, что второй вариант лучше. Если стих вы надумали посвятить именно берёзе, а не весне как таковой, не растекайтесь мыслию по её стволу. Если же решено описать весну как таковую, лучше сделать это на примере определённого количества объектов, но не вдаваться в детальные описания всего и вся. В стихе, как и в отличном блюде, не должно быть непомерно много компонентов.

Как правильно подойти к процессу стихосложения. Часть 2.

Сам подбор соответствующих образов – дело не из легких. Имеет смысл перепоручить его непосредственно интуиции, но вот она не всегда склонна идти на соглашение с логической составляющей вашего произведения, и, подчас, подбрасывает слова и словосочетания, казалось бы самые верные, однако, в размер стиха никоим образом не укладывающиеся. Здесь необходимо смотреть, что дороже. Бывает, что зарождаются в сознании образы, которые сами по себе способны составить ценность стиха. В таком случае имеет смысл приложить максимум усилий, вплоть до изменения размера стиха, для того, чтобы найти им место в произведении. О чём следует здесь предупредить заранее, так это о том, что случай только что упомянутый невероятно близок к случаю, упоминаемому ещё в первой статье, где обозначена была не самая приятная перспектива перехвата образами контроля над творческим процессом. Старайтесь сохранить баланс между логической и настроенческой составляющей стиха. Если же особой яркостью образ не наделён, советую не стопориться на нём, но подыскать ему достойную замену, более склонную к соблюдению правил. Для примера, после фразы о распустившихся почках в сознании вашем запросто может, как бы сама собой, сложиться фраза: «А я вырезаю снежинки из школьной тетрадной страницы». Красивая фраза настроение создаёт более чем характерное, однако, в размер стиха, которое вы намеревались посвятить радостному событию — приходу весны, обновлению природы, новому витку жизни, никак не вписывается. Мой совет – посвятите возникшей столь внезапно теме ностальгической рефлексии отдельное произведение. Яркая тематика этого более чем заслуживает. А для начатого вами сегодня стиха составьте иное продолжение, например: «Нашептал им ветер много разных тайн».

Отслеживайте эмоциональную нагрузку фонетики. Если вашему стиху приличествует спокойный, размышлительный характер (именно таковой имеет стих, взятый для примера), не нагружайте его рычащими, шипящими резкими словами. Избегайте (на примере данного случая) слов и словосочетаний, имеющих, если можно так сказать, конфликтный характер. Также не забывайте об отдельном значении конкретного слова вне зависимости от контекста, в котором оно содержится. В нашем случае, допустим, словосочетание «дробь капели» лучше заменить на «звон капели». «Дробь» — это слово, имеющее излишне резкое для выбранной тематики звучание обладающее, к тому же несколько недружелюбным оттенком, и отсылающее читателя либо к тематике оружейной, либо к математической. С другой стороны, если в составляющих произведение словах часто будут встречаться слова, содержащие много мягких звуков, например, «ф», «л» «п», стих приобретёт весьма своеобразный, если можно так выразиться, изнеженный оттенок.

Как правильно подойти к процессу стихосложения. Часть 2.

Не забывайте о том, как рифмуются написанные вами строчки. Если они рифмуются попарно – это (как правило) соответствует последовательной манере изложения информации или же постепенного раскрытия через детализацию образа. Если же рифма идёт через строчку даже без вашего желания и, возможно, даже ведения, в стихе возникнет некоторое противостояние образов. Само по себе это не организует недостатка поэтического произведения, особенно если тематика стиха имеет определённую остроту и подразумевает эмоциональное напряжение (например, поэма, посвящённая любви). И вовсе не обязательно, что несчастной. Будучи взаимным, это чувство также вызывает в душе состояние некоторой обособленности, и некоторого противопоставления себя миру, противопоставления, не имеющего негативной окраски. Если тип рифмовки не подобрался интуитивно, оцените логически, какие именно чувства вы желаете изложить в стихотворной форме. Звучит несколько странно, но, подчас, подобного рода анализ помогает спасти произведение, изрядно потрёпанное до этого штормом эмоций автора.

Как правильно подойти к процессу стихосложения. Часть 2.

Также иногда можно встретить такой тип структуры стиха, при котором рифмуются первая с четвёртой и вторая с третьей строки четверостишия. При подобной организации оно оставляет большее, нежели в описанных выше случаях, впечатление завершенности строфы. Если склад вашего мышления и общая тематика произведения подразумевают скорее чёткость мысли, нежели неосторожные намёки и многозначность фраз, воспользуйтесь предложенным здесь способом рифмовки.

 
Сами фразы в стихе могут повести себя несколько необычным образом. Формально, соблюдая размер и не противясь рифмам, они способны образовывать весьма странные, с точки зрения грамматики, конструкции — это допустимо. Также допускается, несмотря на явственную сложность последующего восприятия, отсутствие четкого соответствия фраз строкам: предложение может закончиться на середине строки. На следующую строку может перебраться одно или два слова: загадочным может построиться весь стих. Это, вне всякого сомнения, придаст ему некоторый шарм, однако, всё та же логическая составляющая покинет произведение после первого же подобного с вашей стороны допущения, и восприниматься стих будет исключительно, как набор взаимосвязанных образов. Относить это к ошибкам не стоит, ведь произведение, главную ценность которого составляют постижимые логическим мышлением компоненты, лучше всего писать в прозе и вам, и вашим, если можно так выразиться, адресатам будет проще. В подобном случае также хочу предупредить сразу – завершаться стих не захочет категорически. На запланированную финальную строчку обязательно не ляжет целиком запланированная финальная фраза, а при попытке добавить (ради окончания предложения) ещё одно четверостишие, в голову наверняка придут образы, которые будут более, чем достойны быть описанными и, с высокой долей вероятности, стих превратится в бесконечный, яркий и красочный, исходящий многозначительными фразами поток сознания. Чтобы всё-таки завершить его, но не бросить, вам потребуется изрядное волевое старание и некоторая доля жесткости.

Как правильно подойти к процессу стихосложения. Часть 2.

Следите за тем, какие именно слова рифмуются. В зависимости от того, какой эффект рассчитываете вы получить от строки или набора строк, рифмовать стоит слова, дополняющие одно другим, или же слова противостоящие. Первый способ позволит вам создать более полный, более насыщенный и, если сам характер слов и тематика произведения не подразумевают иного, более спокойный образ. Второй – воплотить эмоциональное впечатление, живописно высветить проблематику описываемого феномена.

 
По чести говоря, всё вышеприведенное поможет вам лишь выбрать подобающую форму для вашего творения. Это дело последовательного мышления и повиновения законам, в том числе закону жанра. Но, ни один закон не поможет вам созданную форму наполнить. Для этого вам потребуется уже помощь сил, охарактеризовать которые полусухим и полунаучным языком мне представляется невозможным. Трудно сказать, что именно имеет большее значение в непростом деле стихосложения – форма или содержание? Недостаток любого из этих компонентов может свести на нет всю силу задействованных образов. Эмоции, настроения, чувства становятся аморфными и какими-то бестолковыми, не будучи должным образом оформленными. Лишенный таковых стих, в котором перечисленные правила соблюдаться будут неукоснительно, с большой долей вероятности окажется чем-то вроде коробки из-под конфет – красиво, ярко, но… пусто. Форма и наполнение в стихосложении, равно как и в прозе, не должны противоречить одно другому — это понятия взаимодополняющие.

Как правильно подойти к процессу стихосложения. Часть 2.

Оцените статью
ЗнайКак.ру
Добавить комментарий