Как правильно подойти к процессу стихосложения. Часть 1.

Развлечения

Как правильно подойти к процессу стихосложения. Часть 1.

Вы решили сложить стих, то есть пробудились однажды утром с подобной возвышенной мыслью. Или имеется интерес более приземлённый – перед вами лежит неподписанная открытка. С чего начать не знаете, или, возможно, у вас имеется за плечами некоторый опыт общения с музой, однако достичь с ней консенсуса в силу тех или иных причин вам так и не удалось. Не отчаивайтесь, не всё потеряно.

Для начала стоит понять, какую позицию одобряет ваша личность по отношению к посетившей её идее. Здесь речь идёт о двух возможных случаях, которые имеют не сказать чтобы диаметрально противоположную, но, тем не менее, настолько различную природу, что может показаться странной сама мысль – и один, и другой отнести к одному и тому же феномену человеческой природы, а именно к творчеству. В одном случае – для простоты назовём его первым – вы оформляете (или пытаетесь оформить) в поэтическом слоге некоторую, поддающуюся логическому осмыслению, мысль. Или же, повторюсь, сознательно выражаете вышеупомянутым образом некое пережитое вами (в объективной, или субъективной реальности – в данном случае не важно) событие. Случай, действительно, не сложный. В отличие от второго, когда муза является без стука и, не выдвинув чётких требований, приставляет вас к  листу бумаги. Разницу – условно – можно обозначить так: в первом случае вы создаёте произведение, используя свои творческие способности, в случае втором ваш, казалось бы, собственный творческий потенциал и, как ни странно, не воплощённая ещё идея используют вас в качестве рабочего инструмента.

Как правильно подойти к процессу стихосложения. Часть 1.

Не могу назвать незаурядными случаи, когда именно в результате весьма ограниченного участия автора в создании произведения на свет рождается нечто, по праву претендующее на то, чтобы называться шедевром. Рискну даже предположить, что большая часть стихов, от которых по-настоящему захватывает дух, что называется, сами выходят из-под пера. Весьма тягостный аспект подобного творчества состоит в том, что автор, с удивлением читающий написанные им же самим строчки, начинает медленно, но верно терять уверенность в себе. Случается это в силу того, что на уровне подсознания присутствует понимание того, что к новоявленному произведению имеет он довольно опосредованное отношение. И по сравнению с тем, что только сейчас на одном дыхании им же написаны наличествующие в сознании мысли, образы и рифмы кажутся неким вторсырьём. Развивается такой себе синдром Пигмалиона. Параллельно с комплексом неполноценности. Не стоит относиться к творческому процессу опрометчиво.

Имеет смысл, и притом немалый, отслеживать, откуда пошла та или иная мысль, каково происхождение того или иного образа. Не являются редкостью моменты, когда стихи «пишутся сами». Словосочетание взято в кавычки по причине того, что свобода воли того или иного творения рук и ума человеческого происхождения ведёт из незнания автором содержаний внутреннего своего мира, который отнюдь не является тождественным, более поверхностным и зачастую единственно познанным уровнем личностной структуры.

Как правильно подойти к процессу стихосложения. Часть 1.

Это, собственно говоря, о правилах поведения при контактировании с музой. Если вы желаете сделать подобное общение продуктивным, вам лучше принять на заметку изложенную выше информацию теоретического характера, в противном случае любая практика рискует быть потопленной в пучине вашей же, вышедшей из под контроля фантазии. Впрочем, на титул «существенных» подобные моменты могут претендовать лишь в том случае, если творение ваше в свою очередь претендует на то, чтобы являться частичкой вашей души. Если же необходимо просто по-быстрому зарифмовать две, четыре строчки, вам достаточно будет следить за размером и, собственно, за рифмой. К процессу творческому подобное деяния отношение иметь будет весьма незначительное. Это не означает, что произведение, написанное без душевного порыва, изображать из себя будет нечто недостойное. Просто следует учесть, что творчество как таковое имеет место там, где проситься наружу нечто скрытое в глубинах души и не воплощенное до сих пор ни в одной из возможных форм. Только так, а не иначе.

 
Также надлежит отметить, что изложенный в оной статье материал отношение имеет непосредственно к внутреннему содержанию произведения. О содержании внешнем, то есть о форме, читайте во второй части статьи «Как правильно подойти к процессу стихосложения. Часть 2.».

Это более чем короткий обзор психологической составляющей процесса стихосложения. С незначительными поправками можно применить его и к процессу создания произведения в прозе.

Как правильно подойти к процессу стихосложения. Часть 1.

Оцените статью
ЗнайКак.ру
Добавить комментарий