Как поступить, если страховая не платит (Часть 2. ОСАГО)

Транспорт

Начало читайте здесь: «Как поступить, если страховая не платит (Часть 1. КАСКО)»

Страховой полис ОСАГО, как предполагает закон, обязаны оформить все автовладельцы. И в ситуации, когда по вине другого водителя оказалась «помята» или поцарапана Ваша машина, страховая компания нарушителя правил обязана восполнить Ваши потери. Причем это право "жертвы" заявить в его страховую (если оба участника застрахованы по ОСАГО и поврежден только "железный конь", а с жизнью и здоровьем все в порядке) или в страховую виноватого лица (в любом случае).

Зачастую в подобных ситуациях автолюбители плохо знают свои права, чем пользуются непорядочные страховщики, желая сэкономить на клиентах и снизить ремонтные и денежные расходы.

Как поступить, если страховая не платит (Часть 2. ОСАГО)

Итак, запомните следующие правила:

1. Если Вы сообщаете об аварии и просите страховую организацию оплатить Вам компенсацию, то она НЕ ВПРАВЕ ОТКАЗАТЬ в приеме заявления. Удовлетворит она его или нет – дело другое, но принять и зафиксировать обращение обязана. Если сотрудники страховщика устно всеми способами убеждают Вас воспользоваться другой страховой службой или донести какой-нибудь документ, а потом уже и оформлять заявление о компенсациях, требуйте от них подробный отказ в письменном виде с объяснением причины. В 99 % случаев после такой просьбы Ваше заявление сразу будет принято! Если вдруг какого-то документа "не хватит", то принести его Вы сможете и потом. Отдавая документы страховщику, напишите их список, и пусть на всякий случай один экземпляр с датой и "автографом" работника страховой, фиксирующего бумаги, остается у Вас. В этом случае Вам потом не скажут: «А Вы еще вот это постановление не принесли и еще копии ПТС у нас нет»…

2. Сумма денег, которую Вам должна заплатить страховая за повреждения "железного друга" определяется, принимая во внимание изнашивание деталей. Износ указывается в процентах по каждому типу запчастей (из пластика, металла, резины, АКБ, электродеталей и др.) и зависит от их "возраста", класса самого автомобиля (по ПТС и свидетельству о регистрации ТС) и его пробега (по одометру), а также условий эксплуатации. Естественно, что с размером пробега и «возрастом» авто увеличивается и процент. Для снижения затрат страховщики часто искусственно «приукрашивают» амортизацию (износ), поэтому требуйте подсчет суммы убытка в копии и внимательным образом его анализируйте. Некоторые компании «по старинке» считают общий процент износа. Тогда есть смысл заказать независимую экспертизу для установления действительной суммы потерь. Кстати, есть специальные сайты, на которых Вы можете прикинуть размер износа, чтобы решить, стоит ли обращаться к независимому автоэксперту.

3. Вы вправе быть на осмотре автомобиля как со страховщиками, так и с оценщиком. По итогам нужно неотложно составить протокол осмотра с подписями каждого присутствующего, в том числе с Вашей. В случае несогласия (например, "не увидели" и в протокол не включили какое-то повреждение или признали его не результатом исхода ДТП) лучше всего будет, если Вы выскажете свою позицию прямо в протоколе. Копию протокола также можете запросить себе. Если не выдают, то так и пишите в самой бумаге: "Отказываются выдать на руки протокол".

Как поступить, если страховая не платит (Часть 2. ОСАГО)

Если проводите осмотр своими силами, обратившись в оценочную компанию, оповестите о дате, времени и месте противоположную сторону (водителя-нарушителя) и обе страховые. Это можно сделать телеграммой или заказным письмом. В случае расследования дела в суде этими почтовыми документами можно подтвердить исполнение своей обязанности.

Обязательно отмечайте НЕЯВНЫЕ ПОВРЕЖДЕНИЯ!!!

4. Если страховая компания по каким-либо причинам прекратила деятельность (отзыв лицензии, банкротство и т.п.), Вы можете направиться в Российский союз автостраховщиков (РСА) и также получить свои «кровные». Но на практике чаще всего требуется через суд устанавливать свои права.

5. И в заявлении в страховую, и в требовании (если придется обращаться в суд) разумно просить окупить потерю товарной расценки (УТС) автомобиля, если ему менее 5 лет. УТС, по сути, это разница рыночной "ценности" автомобиля до ДТП и восстановленного автомобиля после ДТП (грубо говоря, Ваша неполученная прибыль при продаже машины). Страховые крайне неохотно оплачивают УТС, поэтому не удивляйтесь, что за эти деньги тоже придется судиться!

УТС также оценивается независимой экспертной организаций.

6. Если Вы применили услуги эвакуатора или вынуждены были «хранить» машину в специальном месте, то при наличии подтверждающих документов (квитанция, чек, договор, заказ-наряд и т.п.) эти расходы Вам тоже обязаны компенсировать. 

7. В качестве расчета ущерба допустимо только заключение эксперта, т.к. по правилам вред восполняется исходя из среднерыночных цен по региону. Даже если у Вас гарантийная машина, и Вы принесете заказ-наряд (смету) на ремонт с дилерской станции, данный документ не будет являться основанием для пересмотра суммы. Единственное исключение, которое на практике делается для гарантийных автомобилей – когда подсчет стоимости работ (не деталей!) берется дилерская цена, т.к. для сохранения гарантии водитель обязан обслуживать транспортное средство только на станции официального дилера. В остальных случаях заказ-наряд будет всего лишь примерной сметой на ремонт. Эксперты в основном берут за базу цены с Интернет-сайтов (Интернет-магазинов) и 2-4-х наиболее крупных торговых точек запчастей по городу или области (республике), и высчитывают «среднее». Для объективности достаточно трех разных информаторов.

8. Имейте в виду, что ОСАГО обязательно оформляется и действует на территории РФ, так что если вторым участником ДТП будет транспортное средство с белорусскими, украинскими и иными заграничными номерами, Вам придется добиваться восполнения с самого виновника или отправлять заявление иностранному страховщику посредством заказного письма с оповещением.

Как поступить, если страховая не платит (Часть 2. ОСАГО)

9. Законом «Об ОСАГО» и Правилами ОСАГО определены лимиты – границы ответственности, в пределах которых страховка восполняет Ваш ущерб.

135 000 рублей – сумма, оплачиваемая по потере кормильца (детей, престарелых родителей и т.п.).

до 25 000 рублей – покрытие финансов на погребение (гроб, венки, могила и т.п.).

до 160 000 рублей – восполнение ущерба, принесенного жизни или здоровью, в том числе, если пострадавших несколько (стационар, лечение, прописанное врачом, платные операции и постоперационный уход).

до 120 000 рублей – имущественные лишения, если единственный потерпевший.

до 160 000 рублей – имущественные лишения, если несколько потерпевших.

Если Ваш урон оказался больше обозначенной суммы, Вы вправе потребовать остаток с «обидчика» через гражданский суд.

Удачи вам на всех дорогах!

Оцените статью
ЗнайКак.ру
Добавить комментарий