Как отличить хорошую литературу от плохой

Как выбрать

Графоман

Сказать, что нынешний литературный рынок перенасыщен – ничего не сказать. Ежедневно появляются сотни, тысячи новых книг: часть из них печатается на бумаге (часто за счет автора), часть распространяется на Интернет-сайтах, а часть, как водится, продается в книжных магазинах. Однако неоднократны случаи, когда, купив книгу и уповая на лучшее, клиент разочаровывается – книга-то неудачная! В наши дни попасть на книжную полку библиотеки или специализированного магазина теоретически может каждый, чем и пользуются страшные враги любителя литературы – графоманы. Строча свои тома, они забывают о том, что их творчество должно стать небезынтересным кому-то, помимо их самих. Получается, что клиент в магазине покупается на яркое название (или удачную обложку, или правильно составленную аннотацию), а в результате получает скучную, безыдейную и абсолютно бесполезную книжонку. А цены на книги в наше время «кусаются». В данной статье мы попытаемся дать формулировку хорошей и не очень литературе и подковаться в вопросе её безошибочного приобретения.

Итак, хорошая литература – это, безусловно, литература со смыслом. При всем том, что в наш век читатели предпочитают в основном развлекательную литературу – фантастику, детектив – смысл в книге все же был и остается основной целью ее прочтения. Для любителей фантастики этот смысл кроется в возможности отстраниться от хмурого бытия и умчаться в мир безграничных фантазий, а для любителей детектива – это адреналин, приключения, действие и игра ума. Итог: в книге должна наличествовать какая-либо мораль, базовая цель, каковую определял перед собой автор, взявшись за перо.

Во-вторых, хорошая литература неизменно интересна. Яркие образы, событийная насыщенность, глубоко прописанный антураж и внезапные развороты сюжета – все это составляющие хорошей литературы.

В-третьих, хорошая литература должна быть хорошо написана. Литературные нормы еще никто не аннулировал. Хорошо написанная книга увеличит словарный запас читателя, расширит его познания в правописании – грамматики, орфографии, пунктуации. При вдумчивом чтении возможно даже познать азы риторики. Также язык автора определяет его стиль, позволяет узнать творца по неподражаемой структуре текста и так далее.

Чем же различествует плохая литература с хорошей? В плохой литературе все, как водится, наоборот.

Графоман

Плохая книга всегда безыдейна, или идея упрятана так глубоко, что осознать ее может только сам автор. Плохая книга скучна, незатейлива, изгибы сюжета в ней прогнозируемы, а характеры вялы. В конце концов, плохая книга всегда написана плохо — в ней содержится масса стилистических и даже грамматических ошибок, по которым легко понять, с какой небрежностью и равнодушием автор относится к своему детищу.

Графоман

Так как же отличить нехорошую литературу от достойной, если нет возможности прочесть книгу, оценить ее и сделать выводы? Как узнать, стоит ли читать понравившуюся книгу или же тратить на нее средства и время – пустая затея?

Вот основные моменты для идентификации хорошей литературы в книжном магазине:

1. Автор. Автору приличествует быть известным. Если имя автора на слуху, вы всегда сможете предугадать, какой будет книга: миллионы редко ошибаются. Безусловно, этим критерием нельзя отсеивать прочие книги в магазине. Вдруг вы просто не знаете данного хорошего автора, или он пока не настолько популярен, чтобы вы слышали его имя, однако его творение может обнаружиться весьма и весьма удачным. Это правило действует и в обратном направлении – когда популярный автор исписывается (часто такое случается с творцами бестселлеров, «авторами одной книги» или просто личными обстоятельствами некоторых знаменитых писателей). Тогда можно взять том маститого литератора и прогадать, а можно купить книжонку начинающего автора и насладиться ею сполна.

2. Серия. Если вы покупаете книги систематически, то стоит знать, что почти все произведения издательств укладываются в серии. Поэтому предпочтительнее брать книги из проверенной и любимой вами серии. Правило тоже работает не на сто процентов, однако велика вероятность того, что вы получите именно ожидаемое, а не что-то постороннее.

3. Бестселлер. В первом пункте мы уже обсуждали нечто подобное. Редко бестселлеры бывают неудачными. Конечно, в наше время за широкими рекламными раскрутками можно скрыть и пресную, скучную книгу, однако таких случаев крайне мало.

4. Обложка. Если обложка книги будит в вас удивление, антипатию или страх, не следует ее покупать. В самой книге эффект, скорее всего, только усугубится. Исключения – книги в жанре «хоррор» или «сюрреализм», но это все на любителя.

5. Аннотация. Когда сюжет, изложенный в аннотации, напоминает вам какой-то уже знакомый, книга, вероятнее всего, окажется неуспешной. Когда сюжет освещается косвенно или не излагается вообще – книгу не следует покупать. Издательство просто-напросто попыталось скрыть безалаберные потуги графомана-автора за общим текстом, но нас не проведешь!

6. Начало и конец. Пролистайте книгу. Прочитайте первые пару-тройку строк. Интригует? Если да, книгу наверняка стоит покупать. Редкие авторы умеют сразу же сфокусировать внимание читателя, создать напряжение и подтолкнуть его прочесть книгу. И эти авторы – доподлинные профессионалы, поэтому книгу можно и нужно приобрести. Если вам не приглянулось начало, пролистайте до конца. Последние строки – что они содержат? Захотелось ли вам узнать, что же такого сталось между началом и концом этого произведения? Тогда берите смело.

Как отличить хорошую литературу от плохой

7. Рекомендации, освещённые в издании книги. Если они есть, книга скорее плоха, чем хороша. Рекомендации – элемент рекламы, а когда их включают в сам текст – это нечестный ход со стороны пиар-менеджера издательства. Многие рекомендации идут не от сердца, а оплачены издательством, поэтому доверять им не стоит, а если их еще и включают в книги – это слабые книги, которые можно продать только таким нечестным способом.

8. Название самой книги. Нравится ли оно вам? Разъясняет ли то, о чем пойдет речь? Если да, то этот довод может стать решающим «голом в ворота» покупки. Если нет, стоит задуматься — возможно, у вас с автором разительное расхождение во вкусах и из-за этого читать книгу вам будет не так интересно.

Наконец если вы покупаете поэтический сборник – зачитайте одно стихотворение про себя и оцените его. Понравилось? Прочтите еще одно. И это понравилось? Покупайте. Нет? Еще одно. Понравилось? Нет!? Откладывайте в сторонку.

Что ж, под занавес могу сказать, что именно таким способом я сам выбираю свои книжные покупки и еще ни разу не промахивался. Желаю вам успехов в этом нелегком предприятии! Читайте и покупайте лишь великолепные книги

Оцените статью
ЗнайКак.ру
Добавить комментарий
  1. Сергей Моисеевич

    Добавить нечего. Автор статьи назвал все самое важное, которое следует соблюсти при выборе книги для ее покупки, для получения в библиотеке или заимствования у знакомых людей. Спасибо за статью и всем тем, кто не равнодушен к книгам, рекомендую ее принять, как правила безопасности.

  2. Андрей Иевлев

    чудно