Как определить, чем мотивировать работника предприятия. Тест Герчикова. Часть 1

Финансы

Как определить, чем мотивировать работника предприятия. Тест Герчикова. Часть 1

Тема, которая на сегодняшний день волнует прогрессивных руководителей на разных уровнях, это немонетарная мотивация, то есть возможность мотивировать сотрудников не только, и не столько денежными средствами. Известно, что все люди разные и к каждому неплохо бы найти индивидуальный подход, чтобы получить наилучший результат. Первым более всего импонирует признание их мастерства, вторые готовы выкладываться только за хорошие деньги, третьим важно в каком коллективе им приходится трудиться, четвертых можно заставить работать только из-под палки.

Как и любой тест, тест Герчикова содержит набор вопросов, анализируя ответы на которые, можно установить в рамках каких мотивационных стимулов находится тот или иной работник, то есть определиться с типом личности относительно мотивации.

Как и с типами темпераментов, с типами личностной мотивации нельзя сказать, что они встречаются в чистом виде. Скорее присутствует набор качеств и характеристик, из которых можно выделить доминанту и на этом строить мотивацию сотрудника.

Лучше всего такое тестирование проводить на самых первых этапах, возможно даже при приеме на работу, чтобы понять, впишется ли новый работник в общие правила и направление работы вашего предприятия, отдела, группы, и какую работу ему лучше всего поручить. Одним из основополагающих тестов для определения типа мотиватора для работника является тест Герчикова.

Как определить, чем мотивировать работника предприятия. Тест Герчикова. Часть 1

Владимир Исакович Герчиков российский социолог, доктор социологических наук, профессор, сертифицированный консультант по управлению. Концепция его психологического изыскания заявляет, что все личности в соотношении с типами мотивации на работу делятся на пять типов мотивационных профилей. Именуются типы следующим образом: коммерческий, профессиональный, патриотический, хозяйский, люмпенский.

Как определить, чем мотивировать работника предприятия. Тест Герчикова. Часть 1

Коммерческий тип мотивации. Этот тип мотивации подразумевает прямой материальный стимул, в котором сотрудник наиболее заинтересован. Такой человек постоянно мониторит рынок должностей, сравнивает уровень зарплаты и бонусов с целью продать свои умения наиболее выгодно. Он не стремиться налаживать дружеские контакты в коллективе, простая похвала, не подкрепленная материальным поощрением для него мало значима. Если он найдет более высокооплачиваемую ставку, то без сожаления принесет заявление на увольнение.

Для работодателя такие люди понятны и просты в управлении, ибо финансовый стимул самый очевидный из всех. К ним не нужно иметь особый подход, проще всего воздействовать премиями и штрафами.

Как определить, чем мотивировать работника предприятия. Тест Герчикова. Часть 1

Профессиональны тип мотивации. Люди, которые относятся к данному типу мотивации, стимулируемы не столько оплатой своего труда, сколько своей профессиональной значимостью. Их самооценка повышается за счет того, что их оценивают как высококвалифицированных работников, например, говорят: «с этим только Сидоров может справиться, он мастер», при этом мастером может быть обычный токарь. Вспомните старые советские фильмы, где работяги соревновались, кто точнее откалибрует или больше вспашет. В условиях равной зарплаты именно профессиональные навыки были соревновательной частью. В современности люди с профессиональным типом мотивации легко включаются даже в сложную работу, но они бывают заинтересованы только достаточно узкой областью, не всякая работа им интересна, зато в своей сфере ориентируются, как рыба в воде. Такие люди очень любят признание своих профессиональных достижений, что и является их наилучшим мотиватором. Но бывает за этим соревнованием, которое можно выразить в известной фразе: «а тебе слабо?» они не видят возможной провокации и могут допускать ошибки.

Продолжение читайте в статье «Как определить, чем мотивировать работника предприятия. Тест Герчикова. Часть 2»

Оцените статью
ЗнайКак.ру
Добавить комментарий

  1. Vivente

    На третьем курсе преподаватель 10 минут мучил всю группу, заставлял угадывать, какая же из жизненных потребностей у любого человека идет на первом месте, и с большим отрывом от остальных. Все говорили любовь, деньги, позитивные эмоции, а оказывается, признание заслуг) Интересная статья, с удовольствием почитаю вторую часть.

    Ответить
  2. Наталья

    Ирина, спасибо за комментарий и заинтересованность 🙂
    Как ни банальна фраза, что психология человека — тонкая штука, она остается верна. Иногда совершенно незначительные вещи для одного становятся во главу угла для другого. И от этой индивидуальности зависит и дружба, и любовные отношения, и работа, в общем все социальные сферы.

    Ответить
  3. Наталья

    А ваш преподаватель наверняка немного лукавил 🙂 Если говорить о потребностях человека вообще. Самая главная потребность в необходимом: еда, сон, естественные надобности (то, без чего нельзя прожить). Следующая, в каком-то социальном статусе, т.е. наличие места, где жить, возможность заработка или другого способа добывать себе на первую потребность. Далее, уже в признании личности, любви, похвале. Верхняя часть этой пирамиды — возможность делать карьеру, достигать высоких материальных благ или общественного признания. Это как нам объясняли, если структурировать от меньшего к большому. Некоторым хватает и первого уровня (бродяги, отщепенцы),кто-то довольствуется вторым, или третьим. Ну, а кому-то обязательно нужен четвертый.
    Мне самой было интересно это исследование. Если тема будет воспринята читателями, и это будет видно по просмотрам, обещаю еще дать материал.

    Ответить
  4. Vivente

    Преподаватель, конечно, говорил о своем предмете — самая большая психологическая потребность человека) Нужно мне было иначе сформулировать. На самом деле, это даже не болтология или тест личностей студентов на тему были, он давал нам основы основ психологических теорий. Это, считайте, аксиома) Кто-то может сознательно ставить другие вещи себе за первостепенные, но подсознательно без признания достижений, т. е. подтвержденной общественным мнением самореализованности, никто счастлив не будет, не будет ощущать себя человеком цельным. Отсюда, мне кажется, прежде всего важна фраза о невозможности встретить в чистом виде каждый подтип: настолько невозможно, что и мотивировать чем-то одним в основном не получится больше месяца работника. "Если я такой незаменимый молодец, какого лешего вы платите мне копейки? У нас капитализм, а не социализм."

    Ответить
  5. Vivente

    Ради идеи и патриотизма человек будет работать только тогда, когда эта идея пропагандируется в масштабах страны, тогда твои заслуги, считай, априори признаны обществом. Только ради денег — человек вянет в прямом смысле этого слова. Нельзя мотивировать чем-то одним, можно только на заметку взять, чем еще стоит толкать негров на подвиги;))

    Ответить
  6. Vivente

    )) Уточню, а то непонятно опять получилось: любовь — потребность, чтобы тебя любили; деньги — психологическая потребность иметь базу, обеспечивающую стабильность и относительную свободу и т. д.

    Ответить
  7. Наталья

    Конечно, если рассматривать "патриотизм" с точки зрения страны, то действительно это может быть только в созданных внешних условиях. Например, во время войны или в период восстановления в послевоенные годы очень многое было выполнено на основе патриотизма.
    В данном же случае под патриотизмом понимается нечто другое. Тут речь идет о мотивации, когда человек заинтересован своим окружением больше, чем оплатой и профессиональной значимостью. Об этом более подробно написано во второй части.

    Ответить
  8. Наталья

    На счет того, что в чистом виде эти типы не встречаются, верно упомянуто, все мы сложнее и многограннее 🙂
    Но почти всегда бывает, что какой-то из типов является доминантой, а остальные черты — ведомые. Интересно, может быть и такой уникальный случай, когда все пять типов уживаются в человеке? И в зависимости от ситуации выказывается тот или другой?
    Скорее всего нет 🙂 но даже захотелось разыграть сценку, как на одну и ту же ситуацию реагируют разные типажи.

    Ответить
  9. Vivente

    Именно, и войну выиграли, и потом страну из руин восстанавливали на одном патриотизме и понимании, за спиной семьи. Вторую часть обязательно почитаю, теперь заинтриговали еще больше) Но понятие "патриотизм" применимо только к масштабам Родины и родного государство, по-другому это определение не используется. Можно применить "лояльность", но с введением "патриотизма" в подобном значении тогда они переборщили (или переводчики мысль передали не совсем верно). Но суть-то в том, что сама имела в виду "работать за идею", патриотизм привела только как вытекающий более масштабный пример, связанный с упоминанием в тексте.

    Ответить
  10. Vivente

    Насчет того, что превалирует, неа, не тот случай. Поэтому и расписывала вверху. В человеке может доминировать любовь к домоседству или к приключениям, к боевикам или к мелодрамам, но никакая приверженность к чему-либо не сработает как единственный или основной побудитель к сложному действию в течение длительного времени. Человек не потащится на Санденс через половину планеты только ради того, чтобы посмотреть кинчик, который можно через месяц увидеть дома с тесной группой ценителей. На фестивале будет масштаб, будет масса единомышленников, будет атмосфера и возможность оторваться со «своими» и погрузиться с головой в свои любови, а также шанс увидеть кино первым – вот все это вместе и заставит кого-то год копить, а потом ехать экономичным классом к черту на куличики.

    Ответить
  11. Vivente

    А работа изо дня в день, выкладываяь – это намного серьезнее и сложнее. И за что-то «основное» ни один человек долго не продержится. Исключение составляет необходимость обеспечивать семью или уже единичные случаи, когда у кого-то крыша съезжает на своем шефе или на единственной цели в жизни накопить на что-то. Но то уже, понятное дело, очень ненормальные перекосы.

    Ответить
  12. Наталья

    С психологией можно долго разбираться. Профессионалы выводят свои теории и умозаключения, мы можем только попробовать сопоставить теорию к личному опыту.
    Могу еще добавить, что теорию Герчикова проходят на тренингах по менеджменту, как составляющую часть по подготовке руководителей. И, кстати, среди людей, с которыми мне доводилось работать, я сразу без труда подобрала примеры для каждого из этих типов, поэтому могу констатировать, что она небезосновательна.
    А уж сколько еще тонкостей в дебрях разума, чувств и эмоций, человечеству пока не известно. Тут и генетика, и нажитый опыт, и состояние здоровья, и влияние сиюминутного момента, и Бог знает сколько еще всего примешивается, чтобы сложить каждую отдельную картинку в поведении. Все так сложно, и так просто одновременно. Но тем не менее, есть отличия карьериста от лентяя, тусовщика от хозяина.

    Ответить
  13. hisobo

    Можно деньгами, премией, есть масса других способов

    Ответить
  14. Наталья

    Да, деньги и премия относятся к коммерческому типу мотивации. А тест Герчикова предлагает рассматривать и другие виды. Не хлебом единым, как говорится 🙂

    Ответить