Как объяснить маленьким детям, что такое чувства

Дети

У малышей могут возникать трудности с пониманием и выражением своих чувств и эмоций, особенно, когда они злятся или расстроены. Помогите детям осознавать их эмоции, и научиться грамотно оные демонстрировать и распознавать у других при помощи научно проверенных обучающих игр и действий. Привлечь малышей к подобной игре могут яркие и красивые элементы, игры же помогут развить понимание чувств, одновременно выстраивая навыки наблюдения и структурирования через группировку и сортировку элементов игр, а так же сбор данных.

У малышей могут возникать трудности с пониманием и выражением своих чувств и эмоций

 
Сортировка

Сядьте вместе с вашим ребенком на покрывало и расположите рядом с собой 8-10 подготовленных заранее больших кружков картона с нарисованными на них лицами (продвигаясь дальше, используйте больше карточек и старайтесь их менять, чтобы ребенок не раскладывал просто по памяти) – чем менее схематичными и более реалистичными окажутся нарисованные лица, тем легче ребенку будет ими оперировать. Помогите малышу рассортировать их на 2 кучи: грустные и веселые. Поговорите с ребенком о том, как выглядят счастливые лица – чем старше ребенок, тем больше подробностей опишите; спросите малыша, что делает его счастливым. Если ребенку на ум ничего не приходит, опишите ситуации, когда он играет с другими детьми (построил куличик – весело, другой ребенок отобрал игрушку – грустно) или ест (каша, овощи, печенка не нравятся – грустно, мороженое – весело), и спросите ее/его, в каких случаях ему весело, и в каких грустно. Опять спросите, в каких ситуациях, помимо игр и еды ему еще весело или грустно.

Упражнение

Практикуйте с ребенком навыки наблюдения. Начните с обсуждения приятных вещей. Попросите малыша попрактиковаться улыбаться и смеяться, подкрепляя его действия объяснениями, что подобная мимика на лице выражает счастье. Включите музыку (или сыграйте на чем-нибудь), потанцуйте или попрыгайте – на ходунках, например. Поговорите с ребенком насчет того, как физические упражнения заставляют его/ее себя чувствовать. Прыжки и танцы могут привести к чувствам возбуждения и энергичности. Если ваш ребенок уже хорошо говорит, попросите ее/его рассказать поподробнее – описать – что заставляют его чувствовать упражнения. Так же вы можете сказать что-то вроде: «Твои щечки порозовели и ты улыбаешься. Чувствуешь ли ты себя счастливым(ой)?» 

Включите музыку (или сыграйте на чем-нибудь), потанцуйте или попрыгайте

Помните, что подобные упражнения должны проводить исключительно в форме забавной и легкой игры, не нужно нудеть у ребенка над ухом, пытаясь вдолбить ему/ей что-то в голову.

Отображение мимики

Помогите своему ребенку идентифицировать чувства, пополнить словарный запас и развить навык классифицирования. Сядьте с ребенком перед зеркалом. Поднимите крупную картинку с изображенным на ней удивленным ребенком. Скажите ей/ему, что это удивленное лицо и попрактикуйтесь вместе с ним изображать удивление на своих лицах. Спросите ребенка, когда он/она мог(ла) чувствовать удивление. Повторяйте эти действия раз за разом, используя рисунки с различными эмоциями: счастливый ребенок, глупый ребенок, рассерженный ребенок, грустный ребенок, и т. д. – по мере продвижения расширяйте список.

Сядьте с ребенком перед зеркалом

Затем попросите малыша отразить то, что показано на вашем лице и сказать, какая это эмоция. Оптимально, если в такую игру с вами будет играть несколько человек, чтобы ребенок видел, что на каждом лице конкретная эмоция отображается несколько иначе.

Сопоставление

Сделайте набор из 8-10 карточек, отображающих 4-5 эмоций, по 2 одинаковых (или просто похожих) карточки на каждую эмоцию. Распределите их по поверхности в произвольном порядке и помогите ребенку найти одинаковые. Для продвинутых детишек, переверните карточки изображениями вниз и сыграйте еще и в игру на память.

Или создайте 2 «палитры» из грустных и счастливых лиц, используя стикеры с изображениями (следующая ступень – у каждого из вас в наборе похожие эмоции, но разные изображения для них) . Дайте ребенку его набор наклеек и когда вы будете выкладывать один из стикеров, пусть она/он ищет у себя нечто похожее.

Или (еще один продвинутый вариант) сделайте карточки, на каждой из которых будет изображено 4 лица с различными эмоциями. Попросите малыша отсортировать карточки на «положительные» и «отрицательные» эмоции, или на «счастливые» и «не счастливые» в зависимости от того, лиц с какими эмоциями на карточке будет больше. Если ребенок ошибется, не говорите сразу «это не правильно», попросите ееего объяснить свой выбор.

продвинутый вариант

Оцените статью
ЗнайКак.ру
Добавить комментарий