Как избежать боязни воды: приучаем детей к плаванию с младенчества

Дети

Согласно исследованиям, летом 94% детей, имеющих такую возможность, обязательно пойдут купаться. Неумение плавать и/или боязнь воды может стать причиной невозможности найти друзей или отторжения другими детьми в компании. Готовиться к летней поре можно по-разному, но лучше всего вспомнить, что именно сейчас наступает самое оптимальное время, чтобы обучить ребенка любого возраста, неуверенно держащегося на воде, плаванию: увеличить его уровень комфорта в воде и рядом с ней, и воспользоваться преимуществом возможности обучить ее/его безопасности на воде и всем навыкам плавания, но в защищенном месте – в бассейне, и именно в детском, где ноги ребенка более чем на половине длины каждой дорожки касаются дна. Это так же станет прекрасным поводом и способом укрепить связь детей с родителями, т. к. плаванию лучше обучать детей именно родителям (высокий уровень защищенности и комфорта, стресс будет снижен до минимума), или с родителями, а не тренерам, – именно в первых двух случаях ребенок будет учиться гораздо охотнее, и научится быстрее. 

плаванию лучше обучать детей именно родителям
 

Обучение ребенка плаванию начинается с его ощущения комфорта при нахождении в воде – не с умения держаться на воде или правильно под водой дышать, а с чувства комфорта, когда вода покрывает маленького человечка выше пояса. И многие родители забывают об этом. Поэтому учить детей плавать – точнее, приучать к нахождению в воде – лучше всего от 6-ти месяцев, когда они еще подсознательно знают что это за ощущения – по утробе. Но, конечно же, здесь справедливо высказывание, что «учиться никогда не поздно».

Обучение ребенка плаванию начинается с его ощущения комфорта при нахождении в воде
 

«Мы создали по-настоящему безопасное место для детей, так что, когда они подросли и начали учиться плавать уже серьезно, у них были прекрасные ощущения от воды и высокий уровень комфорта» – рассказывает Карен «Голди» Голдберг (Karen "Goldie" Goldberg), руководитель организации водных видов спорта на Голливуд-Уилшер «Hollywood-Wilshire YMCA» в Калифорнии.


Начинаем как можно раньше

Многие организации с длинной историей в обучении водным видам спорта и безопасности на воде рекомендуют погружать в воду именно младенцев. «Каждый ребенок во многом отличается от остальных, но мы рекомендуем приучать детей к воде как можно раньше, чтобы помочь им создать ощущение комфорта при нахождении в оной», – говорит Моника Диаз (Monica Diaz) из американского отделении Красного креста в Лос-Анджелесе. «Детей можно погружать в воду с 6 месяцев (но не ранее)».
«6 месяцев – отличное время для начала потому, что до этого возраста температура тела ребенка еще не регулируется сама по себе. Мы всегда следим, чтобы температура в наших бассейнах для тренировки составляет 33 градуса зимой и 32 летом. Таким образом, детям в воде тепло и комфортно» – сообщает Голдберг.

Лучше всего посещать специальные занятия для мам (и пап – что очень желательно) с детьми. На них родителей так же научат, как грамотно защищать своих детей на воде и рядом с ней, т. к. это не менее важный фактор, который потом обязательно повлияет на готовность ребенка учиться плавать – все то же самое: если родители сделают все правильно, и ребенок будет ощущать себя в безопасности каждый момент нахождения в воде, купание станет весельем; а когда весело, дети обучаются практически автоматически. Дети научатся переворачиваться в воде – что весело, и поднимать головку над водой.

Лучше всего посещать специальные занятия для мам (и пап – что очень желательно) с детьми
 

Итак, у нас 3 основных правила:
– абсолютно безопасная и комфортная среда во время обучения плаванию – никаких взрослых бассейнов (за исключением общих занятий с младенцами), чисто психологически бортики и исчезающие в воде канаты ребенку любого возраста не помогут; теплая вода; небольшое расстояние между бортиками и по необходимости подходящие безопасные средства, которые помогут держаться на воде в вашем присутствии; не надо рассказывать маленьким детям о подстерегающих их в воде опасностях – все равно не запомнят, но напугаться напугаются, – просто учите, как надо двигаться, дышать; и т. д.;
– грамотные родители рядом, которые знают, как сделать пребывание детей в воде безопасным;
– комфортность ребенка от нахождения в воде: не заставляем, не учимся или тренируемся, а делаем в начале то, что нравится ребенку; ребенок привыкает к воде, мы никуда не торопимся – дети от природы любят воду, она дарит им самые приятные ощущения, главное – не бояться и не чувствовать, что тебя заставляют.

комфортность ребенка от нахождения в воде
 

С чего начать, мы теперь знаем, дальше же каждый ребенок должен идти в своем темпе, – это не соревнование! Ну а подобные вышеописанным занятия, как правило, проводятся для детей от 6 до 36 месяцев, и вы можете ходить и год, и все три – как понадобится вашему ребенку. «Наша философия в высшей степени ориентирована на ребенка, из расчета его темперамента, развития, уровня комфорта. Наши занятия для данного возраста очень итерационны, и, прежде всего, основаны на моторике младенцев», – поясняет Голдберг. «Мы создаем действительно безопасное место, в котором данные навыки ребенка могут спокойно расти».


Управляем своими ожиданиями

Родителям точно не стоит ожидать, что их дети превратятся в «рыб» или пловцов мирового уровня всего за несколько занятий, – напоминает Диаз. «Моторные навыки с течением времени разовьются (и бассейн этому здорово поспособствует), и вот тогда вы увидите изменения в том, как дети плавают, и что в целом они перешли на новый уровень».

Подобные изменения, как правило, происходят в возрасте между 4-мя и 5-ю годами. «К этому времени дети уже умеют держаться на воде, нырять, учатся прочим продвинутым вещам, таким как бить ногами под водой и возможно даже начнут использовать это движение ногами вверх-вниз», – сообщает Диаз.

Что касается дыхания, можно начать с выдувания пузырей в воде, затем – через нужный промежуток времени, чтобы ребенок чувствовал себя с этим упражнением комфортно (скорее всего, через несколько занятий), а не через 5-15 минут подобных действий, что практикуют на многих общих занятиях с более взрослыми детьми в бассейнах – опускания вниз, под воду, лица, потом уже всей головы.

Некоторые люди все еще подписываются под идеей о том, чтобы «просто бросить их в воду» – но это идея ленивых, совершенно не заботящихся о психическом состоянии детей родителей. Поощрять ее ни в коем случае нельзя, т. к. ребенок перестанет доверять родителям, скорее всего, получит серьезную травму, как моральную (он и так боялся, а вы пугаете его еще сильнее), так весьма вероятно и физическую – наглотавшись воды легко повредить носоглотку и легкие; это изменит навсегда характер ребенка, и, скорее всего, в худшую сторону, не говоря уже об отсутствии желания слова учиться плавать.

При нормальном развитии событий по достижении 3-х лет можно двигаться вперед, развивая моторные навыки и умения ребенка, воспитывая эмоциональную зрелость: здесь дети уже способны справиться с более сложными задачами в воде. Но в отношении данного вопроса организации, серьезно изучающие проблему, расходятся: одни говорят, что двигаться вперед по-крупному (более слабые надзор и участие родителей, взрослые бассейны и проч.) раньше 4-х лет нельзя, другие утверждают, – никаких доказательств тому, что ранние тренировки (между 3-мя и 4-мя годами) уже серьезного плавания в настоящих водоемах увеличивают риск возможности утонуть нет, первые же заявляют, что по их данным, статистические доказательства имеются. Поэтому совет – усложняем задачи по плаванию, но в той же безопасной среде и с вашим непосредственным участием. До трех лет дети еще не готовы плавать по-взрослому, а уроки дают родителям ложное ощущение безопасности. Поэтому примите во внимание, что детям от 12-ти месяцев в любом случае плавать «по-настоящему» еще рано.

Ложному чувству безопасности так же способствуют и разные надувные и пенопластовые приспособления, помогающие ребенку держаться на поверхности воды. Поэтому грамотные курсы по плаванию выступают против таких игрушек и не используют их на занятиях – пока ребенок не научится как следует плавать самостоятельно. Можно разбросать их на воде для психологической уверенности ребенка и для веселья, но часто пользоваться ими не нужно. Родители, не стоит думать, что если ребенок в круге или нарукавниках, либо с пенопластовой доской, он не выскользнет из них или они не сдуются настолько, чтобы дети ушли под воду, либо рука ребенка не соскользнет с доски – поворачиваться спиной к ребенку в воде нельзя даже на секунду! С круга так же всегда можно упасть. Точно так же детей не учат со спасательными жилетами или жакетами!

Ложному чувству безопасности так же способствуют и разные надувные и пенопластовые приспособления, помогающие ребенку держаться на поверхности воды


Преодолеваем страх

Чтобы выстроить у детей уверенность в себе в отношении воды, Голдберг рекомендует: «Мы всегда говорим «нашим» детям, так же, как и родителям, что ребенок никогда не должен делать то, к чему он не готов. Взращивание чувства безопасности в воде может занять недели и недели, и это касается не только окружающего бассейна, но и самих инструкторов». И родители обязаны ради своего ребенка ни намеком не показать, что у них может быть и заканчивается терпение.

Разница в скорости обучения между детьми может быть огромной, и это ничего не значит. Плавание – не то же самое, что умение говорить и ходить, и оно зависит на 50% от личности ребенка, а не от ее/его якобы «недоразвитости» и сниженных возможностей. Один ребенок научится выдувать пузыри сегодня, другой того же возраста – через год! Так что без фанатизма и больного энтузиазма, не накручиваем себя, а просто учимся с весельем и безграничным терпением.

 Взращивание чувства безопасности в воде может занять недели и недели

Объясняем правила

Несколько позднее, когда ребенок уже будет чувствовать себя в воде как в «своей» среде, необходимо не забыть научить его следующим вещам, помимо прочего:
– никогда не нырять там, где мелко, и изначально всего проверять дно ногами на уровень, выступы и посторонние предметы;
– проверяя дно, всегда быть аккуратными и держать вес на той ноге, на которой в данный момент ребенок стоит, чтобы не угодить в отверстия на дне – в них маленький ребенок может упасть, застрять и утонуть;
– ныряя с любого возвышения, дети постарше всегда должны одевать ласты – с ними легче вытолкнуть себя потом на поверхность (ноги у детей еще не достаточно сильные сами по себе);
– необходимо держаться подальше от пирсов и камней – слишком велика вероятность подводных «сюрпризов»;
– если попал в отбойную волну, плыви параллельно берегу, чтобы уйти от нее; если не можешь выбраться, поднимай руки наверх и маши ими, чтобы привлечь внимание тех, кто может вытащить тебя из воды; а главное – никогда не паниковать;
– никогда на пляже не бросайся песком и всегда закапывай вырытые в песке ямы, прежде чем уйти;
– всегда мажься солнцезащитным средством и наноси его заново почаще, даже то, что – как гласит наклейка – «водостойкое»; и далее – зонтики от солнца, панамы/бейсболки, футболки и проч., чтобы защитить кожу от солнца;
– не лезь в воду раньше 30 минут после еды – из-за «послеобеденной» слабости можно утонуть.

Так же обязательно поговорите с ребенком о плане действий, если он потерялся на пляже или разделился с вами.

Оцените статью
ЗнайКак.ру
Добавить комментарий