Как работают правила и схемы строповки грузов

Строительство и ремонт

Крепление груза при подъеме его кранами или другими механизмами выполняется по определенным правилам. Отступление от этих правил прямое нарушение техники безопасности производства.

Для стандартных грузов схемы строповки разработаны, утверждены и изложены в методических указаниях. На месте разрабатываются только схемы для нестандартных конструкций. Но не на каждом предприятии есть инженерно-технические работники, владеющие нужным объемом знаний. Помощь в разработке строповочных схем могут оказать специалисты компании Р-Систем, компетентность которых в этом вопросе подтверждена сертификатами.

Как работают правила и схемы строповки грузов

Зачем нужны схемы строповки

Правила безопасности на производстве существуют не для галочки в отчете. Любая производственная операция должна быть действительно безопасной для рабочих. При работах, относящихся к той или иной категории опасных, разрабатываются технологические карты, частью которых являются и схемы строповки грузов при их подъеме или перемещении.

Разработка карт и схем выполняется только аттестованными специалистами на основе расчетов. Они подтверждают свою ответственность за выполненные расчеты своей подписью.

Виды строповки грузов

Груз может быть зафиксирован двумя способами: с помощью крюков на концах  строп, цепляемых к закладным деталям конструкции или обвязкой стропами на узел.

При первом способе в зависимости от формы груза может использоваться несколько строповочных ветвей. Две, если груз узкий прямоугольный и четыре для грузов других форм.

На первый взгляд это схема простейшая и возникает вопрос зачем нужна какая-то специально разработанная схема? Только прикрепить в любом месте пару цепных, тросовых или ленточных строп в любом месте недостаточно. Существует такая физическая характеристика как центр тяжести груза. И при произвольном выборе точек крепления строп на один из тросов будет действовать большая весовая нагрузка, чем на второй.

В результате произойдет смещение центра тяжести, устойчивость груза нарушится. Может произойти даже обрыв одного из строповочных тросов.

Для примера несколько схем, утвержденных ГОСТом:

  • Для подъема связки арматуры длиной до 2-х метров используется одна ветвь стропы с захватом, размещенным точно посередине. Для такой же связки длиной от 2 до 6 метров используют двухветвевую стропу с расположением захватов на расстоянии равном ¼ длины и углом между ветвями не более 90°.
  • В схемах строповки с тремя точками захвата груза угол между тросами должен быть менее 45°. Стропы с тремя ветвями используются при подъеме таких изделий, как тройники для трубопроводов, трубы с изгибами в центральной части и т.п.
  • При подъеме пачки пиломатериалов стропы полностью охватывают упаковку под низом на расстоянии также ¼ от длины. По факту получается 4 ветки, угол между которыми должен быть не больше 90°.
  • Бетонный раствор поднимается в контейнере, зафиксированном четырьмя ветвями строп. Угол между тросами также менее 90°.

В схемах указаны не только точки крепления тросов к грузу. В таблицах отдельно прописано для подъема при разгрузке и монтаже какой вид захватывающих приспособлений и их количество используется. А также максимальное количество одновременно поднимаемых элементов.

Как видим, типовые схемы строповки утверждены ГОСТом. Значит, и  нарушение их чревато последствиями.

Оцените статью
ЗнайКак.ру
Добавить комментарий