Как читать книги

Развлечения

Со школьной поры люди привыкли летом уделять чтению много свободного времени. Всем известно, что люди с большим кругозором являются интересными собеседниками, имеют более широкий круг общения. Поэтому всегда хочется быть в курсе последних новинок, чтобы потом блеснуть своими знаниями в кругу друзей. Некоторые так увлекаются накопительством новых сведений, что рассматривают чтение как своеобразный спорт. Они составляют список книг, которые нужно прочитать, старательно заполняют карточки содержания прочитанного и затем гордо помещают их в свою коллекцию. У такой системы, очевидно, есть большой плюс: с ее помощью восстановить полученную информацию не представляет никакого труда, однако с трудом верится в то, что человек, имеющий страсть к такому «коллекционированию», действительно вкладывает в постижение книги свою душу. А ведь именно вдумчивое чтение способно произвести качественный скачок в образовании, и из нахватавшегося различных сведений «образованца» сделать действительно образованного человека.

Для того чтобы понять книгу, мало просто уметь читать, мало просто взять книгу с полки. Мы стараемся выбирать себе обувь и одежду по росту. Почему же мы не думаем о том, что до некоторых книг надо дорасти? Ведь чтобы понять книгу, мало просто обладать определенным уровнем интеллектуального развития, необходим еще и духовный опыт. К сожалению, школьная программа частенько забывает об этом, и, вместо того, чтобы будить у человека развитие собственных мыслей, наполняет его разум шаблонными высказываниями, необходимыми для успешного написания сочинения.

Чтение по указке – это не самый хороший вариант. Я знаю многих людей, которые после школы так и не смогли взять в руки Ф.М. Достоевского (памятуя расхожие шутки на уроках литературы про Раскольникова с топором, нависшего над старухой-процентщицей). У многих людей за гранью восприятия осталась серьезная проза А.С. Пушкина, которую в школе обмусоливали до такой степени, что в различных художественных приемах, казалось, полностью растворялся смысл произведения. А уж про «Войну и мир» Л.Н. Толстого и говорить не приходится. До сих пор помню, как ею меня пугали, и как я с ужасом представляла себе, как буду продираться через утомительные четырехтомные повествования военных действий. Многим людям, увы, одно упоминание об этом произведении внушает непреодолимый страх. Вот так мы относимся к сокровищам литературы, а ведь эти произведения при правильном к ним подходе способны взрастить душу. Можно подумать, что человек с 7 до 17-18 лет способен пройти все этапы развития духовного опыта человечества, поднявшись к восприятию сложнейших произведений классиков. Однако, что мы точно получаем, следуя по такому пути – это стойкое отвращение к хорошей литературе и непреодолимую тягу к бульварной прозе.

Я помню, как для того, чтобы все-таки подготовиться к написанию необходимого для выпуска сочинения, все мы читали не классиков, а критику классиков. И, признаюсь, критика, в которой все было разложено по полочкам, мне нравилась куда больше. Я думаю, этому есть простое объяснение. Критик всегда излагает причину и следствие, делает простой и понятный вывод, так что остается только согласиться с ним или построить собственную цепочку рассуждений. Таким образом, критик заставляет читателя вступать с ним в мысленный диалог, который так важен для понимания произведения. Диалог, возникший у читателя с автором, говорит о готовности читателя воспринять основную идею произведения. Именно тогда начинает вырисовываться общая картина, становится виден «лес за деревьями». А навязывание чужих мыслей, когда любая информация воспринимается как бессвязный поток фактов, всегда вызывает здоровую реакцию отторжения. Однако книга – подобна живому существу, и ее идея, ее герои всегда готовы занять свое место в действительности, если автор найдет благодарного слушателя и сможет затронуть его чувствительную струну. На протяжении столетий люди задумываются над одними и теми же вопросами, живут одной и той же духовной жизнью. Поэтому любая книга – всегда современна. Книга живет в нас и сама живет нашей жизнью.

Читая книги, мы делаем для себя маленькие открытия, но книги нас тоже открывают. Иногда в поисках ответа на серьезные жизненные вопросы, встречаешься с такими книгами, после прочтения которых задумываешься: «А, может, наша встреча была не случайна?». Кажется, как будто книги сами приходят к нам. И очень хочется, чтобы они приходили вовремя. Говорят, что хороших книг – много, а любимая – одна. И если вопрос, поднятый в книге, достаточно актуален и злободневен, то рано или поздно человек совершит открытие этой книги (или книга откроет нас). Вот только как объяснить, что увесистые тома классиков в переплетах с золотым тиснением, которые больше напоминают какую-то археологическую древность, чем что-то доступное, до сих пор не потеряли своей злободневности…

Есть одно хорошее правило – к книгам нельзя подходить с общей меркой, с готовым шаблоном. Их надо брать в руки, как детей, стараясь расслышать, что они тебе скажут. А когда почувствуешь, что нашел с книгой общий язык, станет отчетливо слышен голос автора, звучащий как бы сквозь время. Этот голос будет вдохновлять и звать, успокаивать и просветлять, и, в конце концов, станет для вас лучшим другом. Вы сможете прогуливаться по улицам и площадям с Платоном, дискутировать с Ф. Ницше, поражаться творческой фантазии О.Бальзака. «Да, но где взять время?» — скажете вы. – «Ведь так вся жизнь незаметно пройдет мимо.». Не надо этого бояться. Это страх из разряда боязни не усвоить школьную программу. Только то является настоящим, что приходит само и остается надолго. Именно ему и стоит посвящать свое время, но, чтобы оно пришло, надо просто протянуть руку и… взять книгу с полки.

Оцените статью
ЗнайКак.ру
Добавить комментарий
  1. Дмитрий

    Когда мне надо было прочитать какую-нибудь неинтересную книгу я делал так, ложил рядом две книги, одну увлекательную, другую нудную, и читал по главе той и той. И что самое паразительное, книги иногда менялись местами!

  2. Сергей

    Книги нужно всегда читать. Они развивают кроме всего прочего и устную речь