Путевой компас
Такой компас устанавливают на переборке. Курсовая черта должна быть параллельна ДП яхты.
Нактоузный компас
Большая стеклянная купол-линза зрительно увеличивает картушку и облегчает считывание показаний. Обычно его устанавливают на подставке (нактоузе) прямо перед штурвалом. Универсальный компас Его необязательно устанавливать прямо перед рулевым. Добиваясь параллельности линий, нанесенных на картушке и на стекле, яхту удерживают на нужном курсе.
Ручные компасы-пеленгаторы
Ручной компас-пеленгатор штурман использует, когда нужно взять пеленг на объект. Для облегчения работы ночью у компаса должна быть подсветка. Традиционный ручной компас-пеленгатор. Сверху компаса находится призма с V-образной прорезью.
Компасы традиционных типов имеют рукоятку. На котелке сверху установлена призма, позволяющая считывать показания компаса, когда его держат на уровне глаз. Обычно на призме есть V-образная прорезь, а на картушке внизу — деления от 0 до 359°. Когда прорезь на призме совпадает с направлением на объект, через призму считывают показания пеленга. При взятии пеленга компас подобного типа следует держать на расстоянии вытянутой руки. Компасы-пеленгаторы новых типов можно держать непосредственно у глаза, при этом объект и картушка компаса видны одновременно, хотя глаз сфокусирован на большее расстояние. Одно из последних достижении в этой области — полностью автоматизированный ручной компас-пеленгатор с электронным устройством, которое ориентируется по магнитному полю и быстро выдает цифровой результат на индикаторе.
Мини-компас
Этот маленький компактный компас с визиром можно держать близко к глазу при взятии пеленга. Электронный ручной компас-пеленгатор имеет электронное устройство, которое реагирует на изменение магнитного поля.