Как возник сигнал бедствия "SOS"

Разное

В 1784 году японское судно затонуло, а 44 моряка спаслись на необитаемом кораловом острове. В надежде на помощь один из моряков Матсуяма — написал на дощечке призыв о помощи и вложил его в бутылку, а бутылку бросил в море. Бутылка приплыла по назначению, но спустя 150 лет!

Даже спасшиеся люди не были в безопасности, так как местные жители считали своим долгом грабить несчастных, убивать, продавать в рабство или требовать за них выкуп.

Первые попытки предпринять меры для сохранения жизни мореплавателям были преднприняты еще римскими императораторами Титом и Адрианом. Но законы, изданные ими действовали недолго. И еще в средние века более действенным был обычай имущество и людей, спасшихся при крушении, обращать в свою собственность

Так, еще в начале XVIII века один нормандский священник как божью кару называл то обстоятельство, что у их побережья уже более 12 лет не было ни одного крушения. И даже в середине XIX столетия нигде-либо, а на Балтике неким помещиком специально разжигались ложные огни, чтобы идущие мимо корабли принимали их за огни маяка и угодили на опасные скалы.

Но время брало свое, и уже в XVIII веке целый ряд стран — Франция, затем Англия начали устраивать на берегах спасательные станции на побережье у самых опасных мест для моряков. Нередко там курсировали специальные суда спасателей. А в первой половине XIX века устанавливаются международные сигналы бедствия. Корабли должны были палить из орудий и вывешивать специальные флаги днем, или подавать сигналы огнями или ракетами ночью.

Естественно, что все это было более или менее эффективным вблизи берегов, а что делать, если катастрофа произошла в океане, да еще вдали от оживленных морских путей? Здесь предпринимались попытки применить воздушные шары, воздушные змеи, голубей и пр.

В 1896 году было изобретено радио, а 6 марта 1899 года после столкновения с пароходом "Мэтьюс" с английского плавучего маяка был послан первый в истории сигнал бедствия.

А в начале нашего века с развитием радио возникла ожесточенная конкуренция между фирмами, производящими радиоаппаратуру. Особенно за поставки техники на торговый флот. Англии и Италии свою продукцию навязывала известная фирма "Маркони". Навязывала так настойчиво, что телеграфисты фирмы не имели права никоим образом связываться с корреспондентами, работающими на аппаратах, построенных другими фирмами, даже в том случае, если корреспондент просил о помощи.

В 1902 году на первой Международной радиотелегафной конференции в Берлине, в работе которой принимали участие представителт России, австро-Венгрии, Франции, Англии, Испании, Италии, США, одним из первых вопросов был вопрос о принятии единого радиосигнала о бедствии. Был предложен сигнал SSS DDD.Но конкуренция взяла свое, и соглашение не было принято. Но для судов, на которых была аппаратура фирмы "Маркони", за сигнал бедствия были приняты три буквы CQD (— + — + — — + — — + +). По-видимому, буква D взята от англиского слова "danger" — "опасность".

Спустя четыре года в Берлине состоялась вторая радиотелефонная конференция, на которой было предложено утвердить выше названный сигнал как международный сигнал бедствия. На это последовало серьезное возражение, так как первые две буквы предложенного сигнала совпадали с буквами общего радиотелеграфного вызова железнодорожной телеграфной связи — CQ.

Поэтому германская фирма "Арко" предложила комбинацию букв SOE. Это предложение также было отклонено, так как буква Е в азбуке Морзе передается одной точкой и при помехах ее трудно будет уловить. Поэтому было предложено заменить эту букву буквой S, что и было поддержано членами конференции. Этот сигнал представлял собой три точки, три тире, три точки, был достаточно ритмичным и хорошо воспринимался на слух, его трудно было спутать с чем-либо другим.

Но фирма "Маркони" продолжала упорствовать, и в системе своих станций продолжала пользоваться только сигналом SQD. И только такая страшная трагедия, как гибель "Титаника" сломило упрямство фирмы. Судовой радиотелеграфист безуспешно передавал сигнал SQD, пока его помощник не посоветовал ему передавать сигнал SOS. Именно на этот сигнал откликнулись несколько судов, находившихся в этом районе.

Эта трагедия укрепила во мнении всего мира этот сигнал и способствовала его популярности.

Существует множество попыток расшифровать этот сигнал как абревиатуру фраз вроде "Save oure souls", "Save oure ship", "Swim or sinc" и пр., но они не имеют под собой никакого основания.

Горький опыт кораблекрушений и трагедий на море заставил в последующем установить определенные длины волн, на которых должен передаваться сигнал бедствия. Суда, не оборудованные автоматическим приемником этого сигнала — автоалармом, должны с 15-ой по 18-ю и с 45-й по 48-ю минуту каждого часа должны прекращать свои передачи, чтобы не забить своей работой возможный сигнал бедствия.

Оцените статью
ЗнайКак.ру
Добавить комментарий
  1. Valerik

    Их кто-то наказал за это????? Но фирма "Маркони" продолжала упорствовать, и в системе своих станций продолжала пользоваться только сигналом SQD. И только такая страшная трагедия, как гибель "Титаника" сломило упрямство фирмы. Судовой радиотелеграфист безуспешно передавал сигнал SQD, пока его помощник не посоветовал ему передавать сигнал SOS. Именно на этот сигнал откликнулись несколько судов, находившихся в этом районе. Столько людей погибло из-за упрямства!!!!!!!!!!!!!