Как учить детей обращаться с деньгами

Дети

Елена Бык

Многие полагают, что сами хорошо не знают, как следует обращаться с деньгами. Однако, на самом деле, мы способны сформировать соответствующее отношение у детей к деньгам.

Многие задаются вопросом: с какого возраста следует учить ребенка тому, как обращаться с деньгами? Данный воспитательный процесс следует начинать с того момента, когда ребенок научится считать и различать купюры разного достоинства.

Отношение к деньгам у детей дошкольного возраста (от 5 до 7 лет)

В этом возрасте дети уже могут сортировать монетки, купюры, изучают их ценность, начинают осознавать, как деньги могут конвертироваться в какие-то вещи. К тому моменту, когда дети отправляются в школу, они уже готовы получать деньги на карманные расходы. Основная цель заключается в том, чтобы предоставить возможность ребенку самому распоряжаться полученными средствами: откладывать, вкладывать во что-то либо просто тратить. Как полагают многие эксперты, выдаваемая сумма не должна зависеть от полученных в школе отметок. Однако поощрение за определенную работу (уборку комнаты, квартиры) будет вполне разумным. При выдаче денег на карманные расходы родители должны учесть, сколько реально необходимо ребенку в день, желательно обсуждать данную сумму с самим ребенком. Родители могут также научить ребенка откладывать деньги, практикуя следующий метод: можно предложить ребенку разделить ту сумму денег, которую он получает, к примеру, в месяц, на 3 части (1 часть он может тратить на все, что угодно, 2 — копить на что-то дорогое, к примеру, книгу либо игрушку, 3 — откладывать на реализацию долгосрочных планов, к примеру, будущей учебы). Детям нравится, когда деньги делают деньги.

Отношение к деньгам у детей в возрасте от 8 до 10 лет

Сходите с Вашим ребенком в банк для того, чтобы показать, как открывают счет. Позвольте Вашему ребенку самостоятельно заполнить бланк при взносе суммы на текущий счет, затем поясните, что банк Вам будет выплачивать проценты с этой суммы. Далее, привлекайте ребенка к семейному обсуждению распределения имеющихся средств: какую сумму следует отложить на отпуск, где его провести, что купить и т.д.

Отношение к деньгам у детей в возрасте от 11 до 13 лет

Если Ваши дети проявляют интерес к рынку ценных бумаг, Вы можете купить им обучающую игру, которая бы давала какие-то азы финансовых операций, рассказывала бы о том, во что можно превращать деньги при соответствующем к ним отношении.

Далее, в старшем возрасте детей необходимо научить ценить деньги. В данном случае, следует дать возможность(пусть даже и на несколько дней) самим попытаться заработать деньги, используя потенциал ребенка(к примеру, попросить ребенка помочь с созданием сайта, его оформлением, построить графики, таблицы либо убрать самостоятельно квартиру, купить продуты, приготовить).

Подводя итоги вышесказанному, можно вывести несколько основных моментов, которые помогут сформировать соответствующее отношение у детей к деньгам:

1. Сами подавайте пример детям;

2. Выдавайте детям каждую неделю(либо ежедневно) какую-то сумму денег;

3. Приучайте детей откладывать деньги, приучив делить полученную сумму на 3 части;

4. Приобщайте детей при обсуждении семейного бюджета;

5. Развивайте отношение к деньгам в игровой форме;

6. Учите детей ценить деньги, предоставляя возможность самим подработать.

Оцените статью
ЗнайКак.ру
Добавить комментарий

  1. Наталья Розина

    Статья, похоже содержит информацию, переведенную с иностранных сайтов, которая, к сожалению, перекочевала уже в некоторые книги по воспитанию детей. К сожалению в России некоторые ее положения не просто неверны, а даже порочны.

    Что я имею в виду?
    Я считаю порочной практику, при которой ребенку платят за домашнюю работу. Эта "мода" пришла к нам с Запада и, как это часто бывает, была бездумно перенесена на отечественную почву.

    Чего мы не учли?
    Взрослые семейные люди на Западе НАНИМАЮТ кого-то для помощи по дому или для того, чтобы скосить газон или для того, чтобы посидеть с ребенком. При этом они платят наемному работнику по фиксированной таксе!
    Если у меня (на Западе) плохо с финансами и я хочу сэкономить, то я найму ребенка (своего или соседского) и заплачу ему меньше за ту же работу (которую я сама в принципе никогда и не делала.

    А как у нас?
    В нашей стране такая практика приведет к тому, что у ребенка сотрется грань между обязанностями и работой. То есть обычно мама убирает (стирает, гладит), но если сделать это ЗА нее — то она отдохнет, а я получу карманные деньги. В такой ситуации вы вряд ли дождетесь от ребенка добровольной помощи по дому — он начнет требовать оплаты. А ваше возмущение вы можете направить самой себе — это плоды вашего же воспитания.

    Представьте себе ситуацию — мама платит сыну за мытье посуды. Сын женится, жена заболевание и просит мужа помыть посуду. А он спрашивает — сколько ты мне за это дашь? Скажете — бред? Вовсе нет! Ему мама всегда платила за выполнение "женской обязанности" — чем жена хуже?

    Если в вашей семье не нанимают приходящих работников (а в большинстве российских семей это все-таки пока так и есть), то домашние обязанности делятся между всеми членами семьи, могущими их выполнять. Ну в самом деле — не будете же вы платить мужу за то, что он приготовит ужин или заберет младшего ребенка из сада тогда, когда вы заболели или задержались на работе? 🙂 Почему тогда за это же вы платите ребенку?

    Оплата за работу
    Предлагается так же платить ребенку за то, за что вы сами получаете деньги — когда ребенок помогает вам по работе (например оформляет сайт). Но дети очень чутки и внимательны. Ребенок старшего школьного возраста вполне может узнать — сколько стоит подобная работа в среднем. Готовы ли вы платить ребёнку по минимальной ставке, принятой для подобной работы? Если ответ — да — платите! Если — нет — то подумайте — какое мнение о справедливости оплаты труда получит ребенок и нужна ли ему такая работа?
    Подумайте сами: если бы вам предложили поработать, но предложили бы за работу сумму во много раз меньше, чем обычно платят за аналогичный труд? Что бы вы сказали? А если бы вы узнали, что за работу платят обычную сумму, но львиную долю этой суммы получает кто-то другой, а не тот, кто делает работу — то есть не вы — что бы вы стали делать?
    Привлекая ребенка к помощи по вашей основной работе вы станвитесь работодателем, а ребенок — подчиненным. А это совсем другие отношения нежели родитель-ребенок. Сможете ли вы сохранить баланс взаимоотношений? Это очень трудно. Скорее всего придется жертвовать близкими отношениями родителя и ребенка? Вы готовы к этому? И стоит ли овчинка выделки?

    Как же давать карманные деньги?
    Установите сумму. У старшего ребенка можно спросить — сколько он хочет получать в месяц. Поверьте, суммы чаще всего бывают вполне разумными. Мои старшеклассники (7 и 8 класс) получают по 400 руб в месяц (плюс столько-же я кладу им на телефон). Тратят деньги дети на то, что считают нужным. Это оговорено. Мы заранее обсудили — что я оплачиваю (учебу, доп. занятия, телефон (в установленном размере), одежду, обувь….. и т.д. ). Дети платят за излишнства :), за какие-то безделушки…. иногда сами себе покупают более красивые ручки-тетрадки…..
    Всеми тратами дети распоряжаются сами. Если не давать детям тратить карманные деньги и все время контролировать этот процесс, то они вряд ли научатся ими распоряжаться.

    Отвечаем на вопросы
    В процессе самостоятельного расходования средств у детей возникают вопросы. Например: как накопить денег. Или как правильно распорядиться деньгами. Вы можете показать им несколько возможностей и пояснить — что будет в результате каждой из них.
    Не навязывайте свою точку зрения. Возможно, ребенок совершит ошибку или даже потеряет деньги. Но при этом он научится решать проблемы и беречь свои капиталы.

    "Игровая форма"
    Деньги — не игрушка. Дети это часто понимают лучше, чем взрослые. Можно учить детей основам экономики при помощи настольных игр типа "Монополии" и сходных с ней. Но настоящие деньги — это серьёзно. И отношение к ним должно быть серьёзное, не игровое.

    Личный пример.
    Это самое интересное и трудное. Если вы сами откладываете часть зарплаты (треть вряд ли кто может отложить при наших условиях жизни) — обычно рекомендуется откладывать 10%, то и ребенку можно рассказать об этом. Но если вы живете от получки до получки и еще занимаете в конце месяца, то ребенок будет делать то же самое.
    Если папа тратит свои заначки на пиво, то очень трудно объяснить ребенку, почему он не может потратить свои деньги на мороженое и чипсы.

    Разговоры, разговоры…
    Послушайте — что вы говорите про деньги. Какие установки действуют в вашей семье. "Деньги не пахнут?" "Всех денег не заработаешь?" "Деньги — это грязь?" "За деньги можно купить все?" "Все покупается и продается?"…..
    На самом деле деньги — ЭТО ТОЛЬКО деньги. Деньги — это только средство. Сами по себе они не могут сделать человека счастливым. Поэтому относитесь к деньгам так, как они этого заслуживают. Не становитесь их рабом. И не порабощайте с их помощью своих детей. Кроме денег в жизни есть еще множество прекрасных вещей, которые нельзя купить за деньги.
    Помните, как пел Окуджава: "Не покупаются, не покупаются: доброе имя, талант и Любовь.".

    Наталья Розина

    Ответить
  2. Roman

    Комментарий вышел больше самой статьи 🙂

    Ответить