Как управлять ветрами

Дом и семья

Что мы знаем о ветре? Если задуматься над этим, то выяснится, что у большинства из нас эти знания ограничиваются, в лучшем случае, умением определить направление ветра, у обычного же человека они не выходят за рамки прогноза погоды. А между тем, в древности люди различали множество разновидностей ветров, ветрам давали красивые поэтичные имена, их сравнивали с богами.

Ветер – это одна из мировых стихий. Именно со стихией ветра у многих народов связано возникновение мира, которое описывается в мифах как вдувание духа Верховного Божества в его создания. Возможно, связывание ветра именно с Верховным Божеством природы было вызвано тем, что само возникновение ветра рождало у человека неразрешимые логические противоречия и поэтому казалось ему беспричинным, т.е. идущим от самого Творца (как в той присказке: «Почему ветер дует?»– «Потому что деревья качаются.», -«А почему деревья качаются?» – «Потому что ветер дует.»).

Но, оказывается, ветер не только в мифах имеет причастность к возникновению народов. Так, считалось, что прародителями ариев (от которых произошли европейские и индийские народы) были люди, которых древние греки называли Гипербореями (в переводе с греческого: «за северным ветром», — предположительным местом их обитания). Это имя породило легенду о существовании страны Гипербореи, которая сравнивалась с легендарной Атлантидой. Считалось, что людям из Гипербореи было доступно Древнее Знание, и были они всесильны и могущественны, подобно Богам.

В других поверьях ветрами управляли боги смерти, ветер переносил души умерших в загробный мир. Так, например, у индейцев считалось, что шаман мог, войдя в состояние транса, воспарить под звуки бубна вслед за душой только что умершего человека, чтобы узнать нечто такое, чего никто не знает в мире живых. Есть еще поразительная схожесть напевов людей, до сих пор живущих племенами (аборигенов Австралии, наших северных народов), с мелодией вера. Эта гипнотическая музыка, с единообразным повторением мотивов, то утихая, то вновь усиливая свое звучание, вводит человека в миросозерцательное умонастроение – как бы в состояние легкого транса. Индейцы верили, что в этом состоянии каждый человек может общаться с ветром.

В Средние Века в Европе считалось, что вызывать ветра могли только ведьмы. Многие женщины сами верили в свою силу управления ветрами. Таких колдуний боялись. Моряки перед плаванием заходили к ним, чтобы купить себе попутный ветер – «ведьма» записывала его название на листе бумаги и отдавала моряку. Очень наглядно эти представления описаны в повести М. Твена «Принц и нищий», где женщину, подозреваемую в колдовстве, заставляют снять обувь и распустить волосы, для того чтобы проверить ее способности вызывать ветер.

У древних греков богом ветра считался Эол. Жил он на скалистом острове Эолия (близ Сицилии). Детей у Эола было много, и каждый из них олицетворял собой какой-то определенный ветер. Благоприятствующие (добрые) ветра были у греков в особой чести. Так, более всех почитались: Зефир – бог западного ветра (первоначально воспринимался как губительный, затем стал ассоциироваться с мягким, добрыми ветром); Нот – южный ветер (его еще именовали «быстрый»); Борей – северный ветер (не суливший никаких особенных разрушений, и потому считавшийся добрым). Злые ветра, несущие разрушения, ливни и бури, считались воплощением темных сил (порождением чудовища Тифона, сброшенного под землю).

Почитали ветер и у древних славян. Верховный бог ветра – Стрибог (от древнего корня «стрег», означающего «старший»), сын верховного бога Рода, имел множество сыновей и внуков, каждый из которых отвечал за какой-то определенный ветер. Так, Посвист – считался богом бури, Сиверко – ветром Севера, несущим холод, но добреющим к лету, Погода – добрым богом южного ветра, Полуденик и Полуночник – ветрами дня и ночи (вероятно, предрассветные и предзакатные ветра).

По народным преданьям считалось, что у ветров есть жены. Так, чтобы заказать себе попутный ветер, поморы делали зарубки на особой палочке, произнося при этом некоторые заклинания. Заклинания сводились к возданию хвалы жене «нужного» ветра, и поругании жены ветра противоположного. После чего палочку надлежало бросить в воду. Часто непопутные ветры связывались именно с женским началом. Так, у моряков Индонезии была примета : чтобы изменить ветер на попутный морякам нужно было выйти на палубу и снять с себя всю одежду (считалось, что ведьмы-ветры испугаются такого зрелища и повернут обратно). Помогал управлению ветром на кораблях и особый свист. Хотя по общему правилу считалось, что обычный свист может навлечь беду на корабль – вызвать шторм, к свисту все же прибегали во время затянувшегося штиля. Для этого у моряков имелись заговоренные свистки, которые хранились «под замком» и использовались только для «особых» случаев. Вероятно, этот обычай берет свое начало в Древней Греции. Так в греческих мифах рассказывалось, что морское божество Тритон по велению своего отца Посейдона может вызывать ветер, высвистывая его с помощью морской раковины. В верности этого мифа мог убедиться каждый: ведь если приложить раковину к уху, кажется, будто в ней свистит рвущийся из нее на свободу ветер. Именно поэтому раковины у некоторых народов имели огромную цену, а кое-где (например, на островах Океании) они использовались даже вместо денег. В Древнем Китае раковины, закрученные спиралью по часовой стрелке, считались обителью духов ветров и хранились в монастырях, как святыня. Удачливый моряк, получивший эту реликвию в плавание, был уверен, что его кораблю будут не страшны любые бури.

Человек жил душа в душу с ветром, общался с ним. В каждой местности были свои наименования ветров, про каждый из них самый простой человек мог рассказать тысячи историй, описать все его приметы. Всем известны величественные ветры самум (сухой жаркий ветер пустыни, поднимающий пыльные бури, способные убить человека: влажность при таком ветре падает до нуля, а температура может достигать 50 градусов Цельсия), бора (холодный шквалистый ветер, спускающийся с горных хребтов в долины, несущий резкое понижение температуры, а порой, и обледенение), фен (теплый весенний ветер, дующий с гор, провоцирующий быстрое таяние снегов и многократно усиливающий опасность схода лавин), сирокко – ветер из Африки, дующий в странах Средиземного моря, несущий жару и сухость), мистраль (холодный сильный северо-западный ветер на Средиземном побережье во Франции,- ветер, приносящий много бед земледелам,- ветер, своей настойчивостью и неутомимостью лишавший великого Ван Гога способности творить). Другие, менее знаменитые ветра, в каждой местности назывались по-разному: суховей, поветрица, низовка, горишняк. В одной области могло существовать более десятка различных наименований ветров.

Переменчивость ветра, его мелодичность – делали его любимцев поэтов и музыкантов. «Другие — с очами и с личиком светлым, а я-то ночами беседую с ветром…», — писала в своих стихах М. Цветаева. Название «музыка ветра» стало нарицательным именем для китайских колокольчиков, которые вздрагивая, как бы слегка касаются наших душ, жалеют о былом и грезят о будущем… А Вы замечали что колокольчики, подвешенные над дверью, вздрагивая каждый раз от ее удара, выдают мелодию, полностью соответствующую характеру входящего человека… Считалось, что такие колокольчики могут отвести от дома несчастье.

Ветер может принести людям и добро и зло, стать причиной глобальных перемен. Поэтому часто люди говорят: «Вот откуда ветер дует», имея в виду, что поняли суть происходящего. В нашу политическую жизнь прочно вошло выражение: «ветер перемен», означающее кардинальную смену направления развития общества. Во вторжении ветра в человеческую жизнь, в красоте и мощи стихии, есть что-то завораживающее, мистическое. Так, многие на себе испытали чувство внутренней радости, восторга перед приближающейся бурей, когда, вместо того, чтобы бежать от нее подальше, человек стоит, как вкопанный, любуясь могуществом природы.

Иногда кажется, что ветер возникает безо всякой причины, без видимого ухудшения погоды, как гром среди ясного неба. Самым коварным и хитрым из всех ветров по праву считается «белый шквал». Его приближение почти невозможно предсказать, потому что практически всегда он возникает при совершенно безоблачном небе. Иногда единственными его вестниками могут быть белые кучевые облака, напоминающие дирижабли. Так же внезапно налетает и грозный ветер пустынь самум,- предсказать его появление можно лишь по особому звуку трущихся друг об друга песчинок песка, именуемом в народе «песня песков».

Проносящиеся по земле страшные бури, смерчи, ураганы заставляют нас задуматься о том, в каком мире мы живем, и о том, кто мы в этом мире. Может быть, благодаря своей природе, своему мятежному духу, человек часто ощущает свое родство с природой именно во время бури. И иногда мелькает мысль, а, может, действительно, мы одного племени, и сами неосознанно вызываем к жизни эту непостижимую стихию…

Оцените статью
ЗнайКак.ру
Добавить комментарий