161208
| | | | |

                           

РАЗНОЕ / РАЗНООБРАЗНОЕ

Поиск по сайту



Как завязывать морские узлы

Вернуться к списку статей

AAA + -





Прямой, рифовый, выбленочный, шкотовый... это узлы, с которых молодые моряки начинают познавать азы такелажного дела. Морские узлы уже давно описаны в учебниках и в программах по морской практике, их функции четко изложены, а способы завязывания хорошо представлены в атласах и на плакатах.

Рисунки плоского узла,

Так, эти источники убеждают, что прямой узел считается очень надежным и служит для связывания двух тросов, рифовый — для взятия рифов и для всех случаев, когда нужно быстро отдать конец... Никому и в голову не приходит мысль усомниться в этих прописных истинах, ибо все заучили, скажем, что существует всего три способа завязывания прямого узла (рис. 1). Мысль о том, чтобы таким узлом взять рифы, кажется абсурдной. Но так ли справедливы сегодняшние рекомендации по применению прямого узла? Оказывается, в толковании его характеристики и в рекомендациях по применению была допущена ошибка. Лет сто назад, согласно русской морской терминологии, прямой узел назывался рифовым узлом и им действительно брали рифы парусов.

Попробуем в этом разобраться. В “Справочнике по морской практике”, выпущенном Военным издательством МО СССР в 1969 г., сказано: “Прямой — применяется для связывания двух тросов примерно одинаковой толщины. При сильном натяжении и намокании прямой узел затягивается и развязать его бывает очень трудно. Поэтому при связывании прямым узлом толстых тросов в узел необходимо вставить клевант”. Аналогичные рассуждения содержатся и в атласе В. В. Григорьева и В. М. Грязнова “Судовые такелажные работы”. Несколько лет назад я обратил внимание на то, что почти во всех морских словарях и учебниках по морской практике, изданных в нашей стране до революции, узел, о котором идет речь, имел два названия — “прямой” и, как это ни странно, “рифовый”.

Так, в “Объяснительном морском словаре”, составленном В. В. Бахтиным и изданном в Санкт-Петербурге в 1894 г., написано: “Прямой узел или рифовый (reef knot, right knot) — вяжется из двух концов. Сперва вяжут простой узел, потом конец, вытянутый правою рукою, передается в левую, а другой конец, взятый сверх первого, продевается под оный и обтягивается. Из этого видно, что рифовый узел состоит из двух простых узлов, вязанных один над другим. Соответствующие концы обоих простых узлов должны быть по ту же сторону всего узла, тогда только он называется прямым; в противном случае выйдет косой узел”.

А как, интересно, называют этот узел моряки других стран? В английском языке, к примеру, он назывался и до сих пор называется 'reef knot'. Это название ввел в свой морской словарь адмирал Джон Смит в 1627 г. Термин “square knot” — буквально “прямой узел” — применил в 1841 г. американский писатель Ричард Дана — составитель английского морского толкового словаря. Помимо таких названий говорящие на английском языке моряки используют термины sailor's knot ” — матросский узел, true knot ” — правильный узел, hard knot ” — крепкий узел, common knot ” и “ regular knot ” — обычный узел. Но, повторюсь, в наших понятиях рифовый и прямой узлы существуют раздельно.

И все же, если в любом из современных русско-английских морских словарей вы попытаетесь найти, как термин “рифовый узел” будет писаться по-английски, то, пусть вас не удивляет, получите тот же “reef knot” (он же “square knot”) — прямой узел. Что это? Ошибка? Игра слов? Или действительно прямым узлом брали рифы? Правильно последнее. Именно им во времена парусного флота брали на судах с прямым вооружением рифы — двумя риф-сезнями привязывали верхнюю часть полотнища прямого паруса к риф-лееру. Рифовым же узлом брали рифы на малых судах — ялах, катерах, барказах и яхтах, т. е. подбирали часть паруса вдоль нижней шкаторины и связывали риф-штертами. Вспомним формулировку из упомянутого выше “Справочника по морской практике”: “...

При сильном натяжении и намокании прямой узел затягивается и развязать его бывает очень трудно”. В других работах говорится даже о необходимости разрезать его в подобных ситуациях. Увы, это неверно. Даже намокший и сильно затянутый прямой узел очень просто развязывается за 2-3 секунды.

Предлагаю читателям самим попробовать завязать и развязать его, засекая время по секундной стрелке часов. Завязав правильно прямой узел, как показано на рис. 1, возьмите в левую руку концы “Б” и “А”, а в правую — концы “В” и “Г”. Сильно потяните их в разные сто- роны и как следует затяните узел. Держа в левой руке конец “А”, правой возьмите конец “Б” и сильным рывком дерните его вправо. При этом прямой узел перевернется и превратится в два перевернутых полуштыка. Теперь в левую руку возьмите оставшийся конец “А”, а правой зажмите и сдвиньте узел вправо. Прямой узел развязан. Видимо, недаром Владимир Даль (как известно, он окончил морской кадетский корпус и некоторое время был моряком) в своем толковом словаре назвал прямой узел растяжным.

Заметим, что при взятии рифов прямой узел затягивали не очень сильно, так как держал он достаточно надежно. Правда, важно знать и помнить: с какой силой узел затягивался, с такой его нужно и развязывать; если один из ходовых концов узла “Б” и “В” вы дернули вправо, то оставшийся коренной конец следует тянуть влево и наоборот. В том, что прямой узел применялся раньше в первую очередь для взятия рифов, а не “для связывания тросов примерно одинаковой толщины”, легко убедиться, открыв современные зарубежные пособия. Вот что говорит один из лучших английских морских словарей по парусному делу — “Словарь морских терминов”, который составлен А. Анстедом в 1897 г. и с тех пор каждые пять лет регулярно переиздается в Глазго: “Самым обычным узлом для связки является рифовый или прямой узел. Он применим во многих случаях, как, например, для привязывания верхней шкаторины паруса к гафелю, к рею и пр., но он получил свое название (рифовый) благодаря тому, что этим узлом всегда вязали риф-сезни”. Похожие определения дают справочник “Оксфордский спутник по кораблям и морю”, изданный в Лондоне в 1976 г., и “Международный морской словарь”, составленный американцем Ренэ де Кершовом (Нью-Йорк, 1971 г.).

В нем, в частности, говорится: “Рифовый узел — узел, состоящий из двух последовательно завязанных полуузлов, служащий для связывания двух тросов одинаковой толщины. Обычно применялся для взятия рифов парусов ввиду легкости, с которой его можно раздернуть. Скользящий рифовый узел — узел, подобный обычному рифовому узлу, развязывается еще легче. Также называется 'half bowknot'. Остается только удивляться, что на протяжении 60 лет у нас не меняется номенклатура морских узлов, а рисунки трех десятков традиционных узлов кочуют из одного отечественного издания в другое. Некоторым из этих рисунков уже более 150 лет!

Полистайте старинные “морские практики” Гамалея, Посьета, Березина, Бахтина, Петрушевского, де-Шея, Гельмерсена и других авторов и вы поймете, откуда современные составители морских пособий черпают “свои” рисунки, нередко и с ошибками, допущенными первосоставителями. В наше время техника морского транспорта не имеет ничего общего с тем временем, когда узлы для моряков являлись насущным инструментом в их повседневной работе. Сегодня половина узлов, которые преподают курсантам морских учебных заведений, практически уже не нужны, а вот узлов и приемов обращения с новыми синтетическими тросами, которые за последние годы получили столь широкое распространение на флоте, в современных пособиях нет. Между тем, заблуждение авторов и рекомендации по пользованию прямым узлом — опасны.

Попробуйте взять два капроновых (или дакроновых) троса “примерно одинаковой толщины”, связать их концы прямым узлом и дать хотя бы “несильную тягу”. Вы очень быстро убедитесь, насколько предательским стал этот узел. Видимо, только в нашей стране к нему сохраняется почтительное отношение. А вот в других... Существует такой атлас — “Книга узлов Эшлея”. Впервые он был издан в США в 1944 г. Автор — Клиффорд Эшлей, в прошлом моряк парусного судна и великолепный график-маринист, в течение многих лет перерисовывал из энциклопедий и морских книг различные узлы.

Разработав свою систему подачи, он изобразил с помощью семи тысяч рисунков более 3800 узлов, сплесней, огонов, оплеток и т. д. О прямом написал следующее: “Раньше этот узел имел на флоте конкретное назначение — им связывали риф-сезни парусов, когда брали рифы. Моряки раньше никогда не применяли его для связывания двух канатов, если последние были разной толщины или выделки. Им нельзя пользоваться для соединения двух тросов, которые будут подвержены сильной тяге. Этот узел ползет и опасен, когда намокнет.

После завязывания узла каждый его ходовой конец нужно прихватывать линем к коренному концу”. И дальше: “Этот узел, примененный для связывания двух веревок, унес больше человеческих жизней, нежели дюжина других узлов, вместе взятых”. Не слишком уважительно о прямом узле отзывался и американский капитан дальнего плавания Феликс Ризенберг. В его “Стандартной морской практике для торгового флота” находим: “Рифовый, или прямой узел, как свидетельствует его название, применяется для вязки риф-сезней...

Этот узел применяется во многих случаях, хотя никогда не может быть достаточно надежным, если его ходовые концы не прихвачены. Он не должен быть использован для связывания тросов для тяги. Это хороший узел для упаковки вещей, свертков и пр. Когда рифовый узел завязан правильно, каждые два выходящих из-под петли конца идут вместе с одной стороны, иначе, если один конец идет вверх, а другой — вниз, узел именуется бабьим”.

Бабий узел, схема вязки. Размер

Несколько слов о бабьем узле (рис. 2). Во всех наших учебниках, без исключения, отмечается, что этот узел — то, чего не должны позволять себе моряки. На нем, дескать, уже давно сидит ярлык самого бездарного, ненадежного и опасного узла, он — символ “позора флота”. Но справедливо ли это?

Как известно, бабий узел состоит из двух простых узлов, последовательно завязанных в одну и ту же сторону. Это фактически неправильно завязанный прямой узел и чем-то с ним схожий. Он действительно ненадежен: при тяге перекручивается, начинает ползти и соскальзывает с конца троса. Развязать его, если он сильно затянут, очень трудно. Но у него есть одна особенность, которая позволяет успешно применять его в морском деле. Она заключается в том, что если его завязать не затягивая и резко дернуть за один из концов, он переворачивается и мгновенно превращается в два полуштыка (рис. 2). А два полуштыка (или, правильнее сказать, простой штык) — это узел, который обычно применяют при швартовке, если на конце троса нет огона. Причем, чтобы закрепить конец за пал на берегу, не нужно сходить с судна. С помощью бабьего узла на конце троса делается петля диаметром примерно полтора метра. Накинув ее на пал, дергают за коренной конец — бабий узел на пале переворачивается в простой штык. Авторы отечественных книг по такелажному делу, когда речь идет о достоинствах прямого узла, как бы в назидание (как не надо делать) дают рисунок бабьего узла. Но почему его не дать таким, каким он показан на рис. 2?

Воровской и тещин узлы, размер

Не многим нашим морякам известно, что у прямого узла есть “родной брат” — так называемый воровской узел (рис. 3), а у бабьего — их несколько. Один из них называется “тещин узел” и изображен на рис. 4. Эти два узла справедливо заслуживают названия узлов-предателей: при тяге за один из концов они соскальзывают с конца троса. Любопытно происхождение названия “воровской узел” (thief knot). Англичане говорят, что в старое время на парусных судах этим узлом моряки завязывали свои вещевые мешки и мешки с галетами.

Вор, совершив кражу и не зная о подвохе, обычно завязывал мешок прямым узлом. Так что воровской служил своего рода индикатором. Заканчивая разговор о прямом узле, напомним читателям, что это один из древнейших узлов, которые знало человечество. Им пользовались еще три тысячи лет до нашей эры финикийцы и египтяне.

Древние греки называли его 'nodus Herculis' — “геркулесовым узлом”, потому что мифический Геракл завязывал так на своей груди передние лапы шкуры убитого им льва. Как это ни парадоксально, но древние римляне называли прямой узел “женским”. Именно им римлянки, согласно культовому обряду, в первую брачную ночь завязывали пояса своих хитонов. И к чести каждого молодого римлянина — мужа узел нужно было уметь быстро развязать. Видимо, они это делали, как показано на рис. 1, за 1— 2 секунды. Л. СКРЯГИН

 



Источник: 1yachtua.com
Голосов: 35 Общая оценка: 4.2 Просмотров: 50960
Оцените эту статью:  
   Распечатать



Ключевые слова:

завязывать, морские, узлы



Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой! И нажми Ctrl+Enter.

Для того , чтобы оставить здесь комментарий, необходимо зарегистрироваться на сайте.






MacBook Pro 2016


Камера GoPro 5


iPhone 7 и 7 Plus


Samsung Galaxy Note7


Винисиус и Том — талисманы Олимпийских и Паралимпийских игр 2016 в Рио-де-Жанейро


Pokémon Go

 
 

Статьи сегодня:

Как легко сделать упаковочную бумагу для новогодних подарков?
Чем ближе новогодние праздники, тем мы все чаще ...

Смотрите также:

Как узнать морские меры длины
Единицей измерения расстояния на море является морская...



ВОПРОСЫ - ОТВЕТЫ


НОВЫЙ ПОДКАСТ

Как Элвис Пресли стал королем рок-н-ролла
В истории музыки есть имена, прочно ассоциирующиеся ...

Все подкасты


ТЭГИ

бороться бутылка быт вернуть вид виды влияет внешний время где говорить города девушки дождь достичь жили жить игры индивидуальность используют история книгу компания лайфхаки методы мир Москва мысли наблюдать называются невеста номера парню Пасху печать пиво подростку посмотреть появились появилось происходит работает развивать реагировать рисунки руками скрыть снимок советы средств стекло США увидеть уклад Украина успеха художники чувство яйца японский

Не нашли ответа?
Спросите нас, как…


Письма читаем регулярно,
ищите ответы в соответствующей рубрике.