Как научиться рисовать

Развлечения

Многие из нас с детства мечтали научиться хорошо рисовать. И, казалось, в дошкольном возрасте у нас это неплохо получалось и доставляло нам немало удовольствия. Но потом все куда-то исчезло, и на уроках рисования мы вынуждены были мириться со своим полным бессилием нарисовать предложенную учителем модель. Обычно взрослые объясняют это тем, что человек с самого рождения одарен в чем-то больше, а в чем-то меньше. Когда ребенок маленький, эта разница не так бросается в глаза, но когда он вырастает, приоритетные направления развития берут верх над всеми остальными способностями. Как говорится, происходит распределение – кому что.

Не знаю как кому, а мне эта мысль казалась не совсем правильной, и я так и не смогла смириться со своей, увы, бездарностью в умении рисовать. Я доставала учебники по рисованию, изучала художественные альбомы, пробовала копировать картины, — ничего не помогало. Нет, конечно, прогресс был, — я могла из нескольких кружков нарисовать, скажем, утку или с некоторой долей достоверности изобразить бабочку, — т.е. рисовать по памяти. Но когда дело доходило до внешнего сходства изображаемой модели, я понимала, что ничего, ровным счетом, не достигла, и все усилия, как это не обидно, были потрачены впустую.

Наконец, не удовлетворившись результатами и так и не поняв, что я делаю не так, я решила забросить занятия (или отложить их до более подходящего момента). Попавшая мне недавно в руки книга проф. Бетти Эдвардс «Откройте в себе художника» заставила меня пересмотреть свои взгляды и доказать себе, что при особой методике обучения научить видеть и рисовать можно даже таких, как я. Хочется вкратце привести основные ее моменты.

Оказывается, действительно, дети с самого начала рисуют талантливо, а потом этот талант куда-то пропадает из-за того, что во время развития происходит распределение контроля над разными видами деятельности между разными полушариями мозга. За творческие способности (умение нестандартно мыслить, испытывать интуитивные озарения, рисовать, слушать музыку), в большинстве случаев, (у большинства правшей) отвечает правое полушарие. Ребенок с рождения очень чуток и легко может воспринимать огромные объемы информации только благодаря правому полушарию. Потом происходит активизация речевого центра – который расположен в левом полушарии (ответственном за логическое мышление). И по мере того, как в процессе обучения ребенок все больше переходит к использованию символов, постепенно происходит подавление правополушарной мозговой деятельности, а левое полушарие становится ведущим.

Правое полушарие не прекращает свою работу, но, т.к. контроль над деятельностью берет левое, то, по, большей части, мы получаем информацию только из него, а в некоторых видах деятельности (например, в рисовании) левое полушарие просто подавляет работу правого. Можно даже так выразиться, что внутри нас живут два разных человека (логик и художник), но пока соединение между полушариями (так называемое «мозолистое тело»), не нарушено, разное восприятие будет восприниматься как восприятие одного субъекта с преобладающей трактовкой левого полушария. Так, например, у психически больных людей, с рассеченным мозолистым телом при решении образно-пространственных задач (сложение мозаики из кусочков) наблюдалось резкая конкуренция левой и правой руки (правая рука – прирожденный организатор — постоянно пыталась вмешаться и оттолкнуть левую). И для того, чтобы успешно выполнить задание, испытуемому пришлось даже сесть на свою «тупую» правую руку (чтобы та не мешала).

Многие думают, что тотальный контроль левого полушария ограничивает развитие способностей, которые, в основном, все сосредоточены в правом полушарии. Это не совсем верная трактовка. Развитие полушарий идет синхронно, — развитие одного является стимулом для развития другого. Такая двойственность развития, вероятно, нужна для некоторого «эволюционного самоконтроля», чтобы все человеческие ресурсы не были предоставлены лишь одному из полушарий (которое, вполне вероятно, может оказаться некомпетентным для решения определенных задач). Таким образом, природой предусмотрен «запасной вариант», к которому всегда можно прибегнуть, если основной ресурс – разум и логика – откажут.

Некоторые ученые считают, что человечество тоже подвержено волнообразному изменению направления развития. Так, например, есть мнение, что прекрасная реалистическая живопись в пещерах Франции, которая исторически приписывается кроманьонцам, обусловлена тем, что около 70 % кроманьонцев рисовали левой рукой. В то же время, орудия, как оказалось, они все-таки держали в правой. Более того, есть еще одно исследование, которое говорит о том, что всплеск развития искусств в Древней Греции и в эпоху Возрождения объясняется тем, что в работу включилось опять правое полушарие. Этот вывод делается на том основании, что изображение человека в профиль в это время преимущественно было повернуто влево, т.е. восприятие, в основном, производилось со стороны левого глаза, информация из которого, как доказали современные ученые, поступает для обработки преимущественно в правое полушарие. Так что, можно предположить, что время от времени развитие общества выбирало путь правополушарного развития, т.е. переход развития от одного полушария к другому является следствием закономерного эволюционного процесса.

Поэтому наша задача стоит не в том, чтобы отказаться от «бесполезного» левого полушария, а в умении наладить контакт с правым полушарием.
Для получения доступа к информации правого полушария проф. Бетти Эдвардс предложила найти «слабое место» у левого полушария. Как оказалось, это полушарие любит «громкую славу» и не особенно стремится втягиваться в утомительную кропотливую работу, увидев которую, оно тут же передает «бразды правления» правому. Для того, чтобы сбить с толку левое полушарие и облегчить "вступление в права" правому полушарию, предлагается прибегнуть к следующим приемам.

1. Рисование человеческого профиля в прямом (повернутом слева направо) и обратном (справа налево) направлении. Обратный профиль (в процессе рисования которого, так или иначе, включится правое полушарие), нужно попробовать нарисовать, повторив первоначальный профиль (два профиля, «складываясь» друг с другом, превращаются в очертания античной вазы).

2. Рисование перевернутого изображения. Как оказалось, в возрасте около 10 лет ребенок прекращает изображать то, что действительно видит, а переходит на изображение символов. Поэтому, например, если перед ним поставить куб, то ребенок (зная, что у куба все углы прямые) нарисует несколько квадратов рядом. То же самое происходит и с рисованием человеческого тела. Рисуя их, ребенок думает не о том, как они на самом деле выглядят, а прибегает к использованию укрепившихся в его памяти моделей для их изображения. При восприятии же перевернутого изображения найти подходящий символ под изображаемый предмет левому полушарию не удается, и, таким образом, включается правое полушарие.

3. Рисование фона, отделенного от предмета. Человеческий мозг осознает предмет, отделяя его контуры от фона, после чего происходит подыскивание подходящей для него символической формы. В разработанной методике предлагается делать наоборот – рисовать не предмет на определенном фоне, а именно определенный фон, а о предмете забыть напрочь.

4. Чистое контурное рисование. Следующий этап связан с развитием чувства линии. Предлагается рисовать предмет, не глядя на лист. При этом все внимание нужно перенести на осознание того, как идет линия его контура. Важно рисовать, не отрывая руку от бумаги, потому что именно правое полушарие связано с непрерывностью восприятия (так, если восприятие будет дискретным, то бразды правления возьмет левое). Этот прием называется «чистое контурное рисование». Основательно поработав над этим приемом и добившись уверенного чувства линии, можно переходить к следующему, основному приему.

5. Модифицированное контурное рисование. На этом этапе развитие чувства линии и формы получает свое логическое завершение. Следуя ему, нужно точно так же, как в чистом контурном рисовании, стараться изобразить контуры предмета, не называя предмет целиком. При этом можно смотреть на рисунок, но общее количество времени, уделяемое рассмотрению уже нарисованного, не должно превышать 10 %. На этой стадии ученики добиваются полной реалистичности изображаемого предмета.

Развивать правое полушарие очень полезно. Так, ученые считают, что все гении одинакового хорошо владели как правой, так и левой рукой, т.е. были, в буквальном смысле слова, разносторонне развитыми людьми (людьми, с одинаково хорошо развитым как правым, так и левым полушарием мозга), и именно это позволило им добиться потрясающих результатов в своей жизни.

Издание «ЗнайКак» желает Вам жить в гармонии как со своим разумом, так и со своими чувствами, чтобы Ваша жизнь стала еще насыщеннее и богаче.

Оцените статью
ЗнайКак.ру
Добавить комментарий