Как возникает и в чем проявляется леворукость

Разное

Левши в истории

Сейчас, когда мы говорим про кого-то: «левша», перед глазами возникает образ артистичного, музыкально одаренного человека. Родители по большей части рады появлению у них такого малыша, т.к. считается, что, при прочих равных условиях, левши обладают бОльшим творческим потенциалом и развиваются быстрее и успешнее остальных детей.

Сейчас в школах существуют особые методики обучения левшей, ориентированные на их развитое образное мышление. Родители, зная ранимый характер и повышенную чувствительность левшей, стараются внимательнее относиться к таким детям. Для школы им покупаются специальные тетради (открывающиеся справа налево), ручки (с утолщением на конце, чтобы лучше было видно линию письма), линейки (со шкалой справа налево), ножницы под левую руку и т.д. К проблеме трудности адаптации левшей привлечена и мировая общественность. Так, 13 августа официально объявлен Днем левши. Кажется, что в отношении к ним общество очень лояльно. Однако еще недавно все было далеко не так.

Картина Страшного суда, нарисованная в Библии, где сказано, что придет Сын Человеческий, и «…отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов, и поставит овец по правую свою сторону, а козлов – по левую», казалось, навсегда определила отношение к левшам в человеческой культуре. Слова «левый», «леворукий» в разных языках воспринимались либо как синоним чудака, неуклюжего человека, либо как определение недалекого человека. Известно, например английское выражение «комплимент левой руки» — о странном выражении своего отношения. Иногда слово «левый» воспринималось в значении «неправильный». Все мы хорошо помним русские сказки, звучащие примерно так: «а налево пойдешь – не воротишься», широко известны и такие русские выражения как: «сходить налево», «левый доход» и т.д. Даже само слово «правильно» (от слов «прав», «правый») во многих языках означает «истина», при этом понятно, что, слово «левый» — как антоним слова «правый», соответственно, получит противоположный негативный смысл.

Понятно, что при таком отношении судьба человека-левши не могла быть счастливой. Порой, благодаря творческому складу ума и умению нестандартно мыслить, левши могли все же вызвать некое уважение со стороны окружающих. Двойственность отношения обычных людей к левшам хорошо показана в повести Н.Лескова «Левша».

Родители, понимая, как трудно придется им детям-левшам жить в «правостороннем» мире, где левшество воспринималось чуть ли не как «происки дьявола», принимали все меры (иногда довольно жестокие) для того, чтобы научить свое чадо пользоваться правой рукой (и, одновременно, «наставить на путь истинный»). Часто детей заставляли ходить с привязанной за спину левой рукой. Так, например, отец президента США Нельсона Рокфеллера для того, чтобы научить сына пользоваться правой рукой, надевал на его левую руку резиновое кольцо, и каждый раз, когда ребенок тянулся за чем-то «неправильной» рукой, жестоко его одергивал. От такого напряжения ранимые, чувствительные дети часто заболевали, чувствовали себя ущербными, не способными воспринимать простейшую информацию, что приводило к выработке стойких неврозов (заикание, задержка развитие речи, боязнь говорить при людях и т.д.). В Советском Союзе детей также переучивали писать правой рукой – леворукость считалась разновидностью психического отклонения.

Причины появления леворукости

Ученые, между тем, пришли к выводу, что леворукость – это отнюдь не болезнь, это особенность строения головного мозга. До сих пор до конца не ясно, чем вызывается леворукость.

Некоторые эксперименты показывают, что среди умственно отсталых детей леворуких в два раза больше (20 % по сравнению с обычными 10 %). Косвенно эту теорию подтверждает тот факт, что среди близнецов (причем, не важно, одно- или двуяйцевых) вероятность рождения леворуких достаточно высока: образование двойного плода приводит к уменьшению «жизненного пространства» для развития каждого из них, что может спровоцировать в дальнейшем наличие отклонений. Все это наводит ученых на мысль, что одной из причин развития леворукости может быть какое-то нарушение в развитии головного мозга.

С другой стороны, обследование здоровых правшей и левшей не выявило какого-либо различия в интеллектуальных способностях, существующего между ними. Наоборот, выяснилось, что мозг левшей способен задействовать для выполнения задачи другую половину мозга (т.е. у левшей не так сильно выражена асимметрия в развитии мозга, как у правшей). Так, например, если у правшей левое полушарие в 95 % случае отвечает за развитие речи, то более 15 % левшей имеют речевые центры в обоих полушариях. Но и среди левшей, не попавших в эту статистическую сводку, имеющих ярко выраженный центр речи в левом полушарии (это приблизительно 70 % левшей) – вероятность восстановления речевой функции после травмы мозга достаточно велика. Это объясняется тем, что мозг левшей способен задействовать по мере необходимости противоположное полушарие (правшам такая возможность природой не предоставлена). Мозг левшей более пластичен, более симметричен, — его легче перестроить на другой режим восприятия. Интересный факт, но левшей часто привлекает большая политика (наверное, из-за того, что мозг левши способен рассмотреть проблему с разных сторон, способен найти компромиссные пути решения проблемы). Так, например, на протяжении нескольких последних десятилетий президентами США становились исключительно левши. Левшами были Билл Клинтон, Рональд Рейган, Джордж Буш-старший. Левшами были и Наполеон и Карл Великий.

Есть теория, согласно которой, у тех левшей, у которых центр речи и аналитический центр находятся в одном полушарии, способность восприятия зрительных образов (из-за конкуренции этих двух различных процессов) будет значительно ниже. Это объясняет, почему левши часто страдают дислексией – невозможностью прочитать написанный текст. Очень много дислектиков среди актеров. Дислектиками являются, например, Дастин Хофман и Том Круз (они вынуждены специально нанимать ассистентов, которые читают для них текст роли). Иногда дислектики могут читать текст, но при этом не видят разницы между словами, написанными одним и тем же набором букв, могут переставлять буквы в словах, менять слова местами. В то же время среди левшей также много и великих художников. Среди них Леонардо да Винчи, Рафаэль, Рубенс, Пабло Пикассо.

Большинство ученых сходятся во мнении, что левшество – это наследственный признак (т.к. у родителей-левшей вероятность рождения ребенка-левши в несколько раз выше). Данный признак объясняется наличием у большинства людей «гена правого сдвига». Ген правого сдвига делает ведущим левое полушарие, и, соответственно, приводит к преимущественному использованию противоположной (правой) руки. Если же этот ген не передан, то человек может стать либо правшой, либо левшой в зависимости от случайных обстоятельств.

Есть еще одна теория, более сложная, в соответствии с которой люди делятся на группы не только в соответствии со своей право- и леворукостью, но и в соответствии со своим «профилем». Профиль – это собирательное понятие, предполагающее определение ведущей руки, ноги, глаза и уха. Так, Карла Ханаффорд в работе «Доминирующий фактор» описала возможность наличия 32 основных профилей (различных комбинаций ведущих органов восприятия и конечностей), ориентируясь на которые, можно скорректировать обучение ребенка.

Как определить левшу

До возраста примерно 4,5 года определять, какая рука у ребенка является ведущей, рано. Около 5 лет ребенок начинает отдавать предпочтение той или другой руке для различных видов деятельности (этот процесс окончательно завершится, когда ребенку будет около 9-10 лет).

Определить, что ребенок является левшой, не так просто, как кажется на первый взгляд. Так, из-за способности левшей легко выполнять многие виды деятельности, используя оба полушария (симметричности мозга), они могут, например, легко брать вилку в правую руку, а писать левой рукой (или же наоборот). Кроме этого, левши часто обладают способностью в равной степени хорошо владеть как правой, так и левой рукой – амбидекстры (очень много амбидекстров среди «переученных» левшей).

Для определения левши применяется много способов. Так, можно, например, попросить ребенка бросить мячик, который лежит прямо перед ним, взять в руки игрушечный молоток и ударить им, развязать узел, подкрутить механизм часов и т.д. Все эти способы служат для определения ведущей руки, т.е. той руки, корой ребенок будет производить само действие (другая рука – вспомогательная – будет использоваться для поддержки предмета). Другие тесты строятся на определении активного полушария во время сложной деятельности ребенка. Так, можно попробовать попросить ребенка нарисовать какой-нибудь рисунок сначала правой, а затем – левой рукой (тот, в котором линия будет четче, — нарисован ведущей рукой). Можно попробовать дать ребенку игрушечное ружье или просто любой предмет с дырочкой – тот глаз, которым ребенок смотрит в отверстие – ведущий глаз (обычно у левшей – левый, у правшей – правый). Можно понаблюдать за тем, какие вопросы больше задает ребенок. Если это вопрос «Почему?», то перед Вами типичный правша. Вопрос «Зачем?», напротив, больше свойственен для левши. Очень часто дети-левши при обучении письму начинать писать не слева направо, а справа налево, а порой даже зеркально. Ему так удобно – так видит его доминирующее правое полушарие. Этот недостаток обычно легко исправляется, после того, как ребенку показывают, как надо писать.

Мир без левшей был бы гораздо скучнее и неинтереснее. Левши способны привнести творческую искру и наполнить разноцветными красками самое бесцветное существование. Современный мир все больше начинает понимать левшей, — а это значит, человечество становится мудрее.

Оцените статью
ЗнайКак.ру
Добавить комментарий
  1. Аноним

    Интересная статья.Я сама- переученная левша и мне знакомы все трудности в освоении окружающего мира.И хоть в детстве меня лупили-леворукость все равно осталась, а в некоторых случаях я -амбидекстр.