II. Используйте эффективный подход к учебе и практике
1. Следуйте 4-м правилам поведения экспертов
Джошуа Фоэр, один из уважаемых американских авторов в теме эффективного обучения, на основании интервью с представителями разных отраслей выделил 4 правила, которые позволяют стать и оставаться экспертом в своей нише на протяжении всей карьеры, а не застревать на уровне «так себе».
- Эксперты стремятся действовать вне своей зоны комфорта и анализировать свои провалы.
- Эксперты ставят себя на место кого-то, кто более компетентен, чем они. Почему этот человек поступил так-то и так-то в конкретной ситуации? Что бы он сделал в моей текущей ситуации?
- Эксперты стремятся получать быструю и постоянную обратную связь.
- Эксперты относятся к тому что делают как к науке. Они собирают данные, анализируют их, формулируют гипотезы и теории, а затем проверяют их.
2. Повысьте свой «коэффициент качества обучения» (LQ)
Этот опросник предложен Дэниелом Койлом, автором книг-бестселлеров об эффективном обучении («Код таланта» / The Talent Code и еще не переведенная на русский "The Little Book of Talent") и популярного блога по теме.
Дайте себе от 0 до 5 баллов за каждый вопрос (0 — абсолютно не согласен/на, 5 — абсолютно согласен/на):
- Вы работаете над своими навыками 1 час или больше каждый день.
- Вы сосредоточены на процессе, а не на получении немедленных результатов.
- У вас прочные отношения с наставниками (менторами, тренерами), и вы используете их в качестве ролевых моделей и советчиков.
- Вы ясно себе представляете, сколького не знаете и каков разрыв между вашими нынешними способностями и вашими долгосрочными целями.
- Вы можете точно описать навыки, которые хотите выработать.
- Вы думаете об улучшении своих навыков всё время.
- Вы подходите к своей ежедневной работе [по выработке навыков] с энтузиазмом.
- Вы поддерживаете баланс между выработкой навыков за счет повторений и поиском новаторских решений.
- Вы чувствуете себя комфортно, выходя за пределы своей зоны комфорта.
- Вы постоянно адаптируете и совершенствуете свой процесс обучения.
По результатам вы сможете понять, в каких направлениях следует поработать над собой, что имеет смысл изменить в своем графике дня и социальном окружении, чтобы учиться эффективнее. Также вы можете записаться на курсы английского языка в Санкт-Петербурге, что не помешает вам в дальнейшем учиться эффективнее, читая зарубежные издания.
3. Скорректируйте свое поведение в зависимости от этапа обучения и характера осваиваемых навыков
Наш мозг сильно реагирует на образный язык (адепты некоторых восточных единоборств даже используют образные аффирмации в качестве ментальной тренировки — «Я ловкий как лань» и т.п., а визуализация желаемого будущего — вообще тема частая в текстах о саморазвитии) и для учебного процесса в целом Дэниел Койл предлагает использование таких метафор-подходов:
- Плотник (для выработки «твердых» навыков, т.е. тех, которые формируются за счет повторений).
- Скейтер (для выработки «мягких» навыков, т.е. тех, которые требуют использования интуиции, творческого подхода).
- Садовник (метафора для стратегического и терпеливого подхода к обучению и тренировкам).
Что касается этапов обучения, основные советы Койла следующие:
Начальный этап:
- Перед началом обучения определитесь с тем, является ли целевой навык «твердым» или «мягким» (см. описания выше), и выберите соответствующий подход (плотник или скейтер).
- Не стесняйтесь совершать ошибки — они всего лишь часть учебного процесса.
- Смотрите на тех, кем хотите стать (не обязательно вживую — например, просмотр видеозаписей выступлений подойдет в случае спорта, актерства, повышения харизматичности; фотографии же ролевых моделей на стене или рабочем столе сработают как источник мотивации). Эмулируйте их поведение.
- Ведите отчеты-записи о своем учебном процессе.
Улучшение навыков:
- Разбейте целевой навык на небольшие сегменты и старайтесь как следует освоить один сегмент каждый день.
- Смиритесь с необходимостью значительных усилий. «Без труда не выловишь и рыбку из пруда».
- Найдите «золотую середину» уровня сложности — когда справиться с тренировочной задачей не так-то и легко, но эта сложность еще мотивирует (азарт!), а не подавляет.
- Используйте игровой подход (опять же, азарт мотивирует!) — изобретайте ежедневные тесты своих навыков (например, успеть добиться того-то и того-то за 30 минут), формулируйте тренировочные задачи интересно для себя (например, романтизируя то, что вам предстоит сделать).
- Останавливайтесь до того как вымотались (усталость приводит к ошибкам и травмам) и заканчивайте занятие на положительной ноте (веселой песней, спонтанным танцем, веселыми прыжками и прочими безвредными наградами, повышающими настроение). Так вам легче будет сохранить энтузиазм на протяжении всего курса обучения или тренировок.
Поддержание прогресса:
- Смиритесь с необходимостью повторений. Мускулы атрофируются, навыки забываются (даже если они очень простые). Принимайте меры, чтобы оставаться в форме.
- Как сдвинуться с мертвой точки? Если вы застряли на определенном уровне развития, никак не можете добиться прогресса, то попробуйте резко изменить условия учебной (тренировочной) задачи, даже если она от этого станет странной. Например, у одного из баскетболистов NBA была проблема: он не в состоянии был выполнять успешные трехочковые броски (в которых он был мастером) сразу после того, как его вызвали со скамьи. Тренер придумал такую практику: он и спортсмен сидели на скамье, разговаривали о чем угодно, и тренер вдруг кричал «Сейчас!» — задачей спортсмена было выйти на поле и совершить трехочковый бросок, а затем вернуться на скамью. И так на протяжении получаса, во время каждой тренировки. И это сработало!
- Чтобы лучше что-то усвоить, научите кого-то другого. Пытаясь сформулировать наиболее понятные объяснения и отвечая на (част неожиданные) вопросы «учеников», вы повысите свой уровень понимания темы.
- Держите свои большие цели в секрете. Рассказ о цели ваш мозг понимает как сигнал, что она уже достигнута. В случае небольших целей на периодическое переубеждение мозга требуется немного усилий, но в случае «бега на длинную дистанцию» сопротивляться сложнее.
- Вырабатывайте твердость характера. Фокус в том, что вы можете «размягчиться» на протяжении жизни — с возрастом, если окружены слабыми людьми, после тяжелых этапов жизни и т.д.; можете проявлять твердость в некоторых ситуациях, но забывать ее активизировать в других. Присмотритесь к себе, тренируйте себя (например, используйте советы из статьи «Как развить силу воли» — часть 1, часть 2 и часть 3).
Тема эффективного обучения обширна, но, надеюсь, советов из этой статьи будет достаточно, чтобы облегчить и ускорить ваш процесс обучения и развития!