I. Эффективное изучение теории
Общий подход к работе с учебниками и материалами лекций
- Человеческий мозг устроен так, что чем больше органов чувств вы задействуете в процессе обучения, тем лучше запомните информацию. Смотрение/чтение, слушание, записывание, говорение — при изучении материала старайтесь делать всё это. Не стесняйтесь пересказывать изученное вслух!
- Помните о кривой забывания (кривая Эббингауза). Регулярно повторяйте пройденный материал.
Выше приведена кривая забывания для материала одной лекции. Если повторите материал в течение 24 часов с момента изучения, а потом через 7 и 30 дней, то повысите свои шансы на 100% запоминание, да еще и время, необходимое для повторения материала, будет сокращаться с каждой сессией повторения.
Модель KWL для подготовки к учебному курсу или отдельному занятию
Начертите таблицу из трех столбцов:
- Know — Знаю. Еще до чтения запланированных учебных материалов запишите то, что уже знаете о теме. Исследования показывают, что мы лучше усваиваем материал, если «надстраиваем» его над тем, что нам уже известно, поэтому этот столбец так важен.
- Want to learn / Will learn — Хочу узнать / Научусь. Запишите в этот столбец таблицы свои ожидания и предположения в формате вопросов — это поможет вам изучать новый материал более целенаправленно.
- Learned — Узнал(а). Этот столбец вы заполняете по мере прохождения учебных материалов, сравнивая со столбцом №2 и направляя таким образом свой учебный процесс.
Метод SQ3R для первого (ознакомительного) чтения учебных материалов
- Survey / Предпросмотр. Просмотрите запланированный к чтению раздел учебника — заголовки, подзаголовки, иллюстрации, сноски и выводы в конце главы.
- Question / Вопросы. Сформулируйте вопросы ко всему тексту на основе прочитанного на этапе №1 материала. Запишите их. Как минимум, это могут быть вопросы вида Кто? Что? Где? Когда? Почему? Как? к подзаголовкам вашего целевого раздела учебника.
- Read / Чтение. Прочтите раздел, одновременно отыскивая ответы на вопросы из этапа №2. Так читать будет интереснее (вы будете мотивированы на активное взаимодействие с текстом, а не пассивное потребление букв и слов), а значит, вы лучше усвоите материал.
- Recite / Пересказ. Перескажите своими словами ключевую информацию и ответы на вопросы, сформулированные на этапе №2.
- Review / Повторение пройденного материала. Перечитайте свои учебные заметки, сформулируйте и запишите на отдельной странице вопросы, ответами на которые были бы ключевые моменты текста (некоторые могут даже совпасть с вопросами этапа №2), а в следующие разы протестируйте себя: закройте конспект и учебник, и попытайтесь вспомнить ответы на эти вопросы. Или же пойдите дальше: выполните и используйте конспект по Корнелльскому методу.
Корнелльский метод (Cornell Method или Cornell Notes) для составления конспекта
Предложен профессором Корнелльского университета (один из лучших университетов США) и включен в его книгу How to Study in College / «Как учиться в колледже» (книга выдержала уже 11 изданий); описание метода можно найти на сайтах различных американских университетов.
Разделите страницу на 3 сегмента:
- 2 столбца (не доходят до конца страницы). Для листа формата А4 первый столбец — примерно 7см, а второй — остаток ширины страницы. Во втором столбце законспектируйте лекцию или раздел учебника, максимально кратко. В первый столбец впишите вопросы, ответами на который служат записи во втором столбце, а также основные термины. На этапе повторения пройденного материала вы закрываете правую часть страницы и пытаетесь вспомнить ответы на вопросы и значения терминов, перечисленных в первом столбце.
- Блок в конце страницы, на всю ширину страницы. Сюда записываете несколько предложений (можно и диаграммы), которые суммируют содержимое второго столбца. Этот блок пригодится на этапе повторения пройденного, но и сам процесс обобщения изученного — отличный способ лучше усвоить информацию.
Сорбоннский метод (Sorbonne Method) для составления конспекта
Неизвестно, используется ли Сорбоннский метод в Сорбоннском университете, но он был описан в лекциях, а затем и книге ученого и философа Эдмонда Бордо Секея — The Art of Study: The Sorbonne Method).
Структурным отличием от Корнелльского метода здесь будет лишь наличие не только нижнего, но и верхнего блока на всю ширину страницы.
- Правый столбец: перескажите каждый тезис (или абзац, предложение) страницы (или всего раздела учебника) своими словами.
- Левый столбец: запишите вопрос, на который мог бы послужить ответом соответствующий пункт правого столбца.
- Верхний блок: суммируйте тему, обсуждаемую на странице(ах), своими словами.
- Нижний блок: запишите все, что вам непонятно. Этот раздел подтолкнет вас к тому, чтобы как следует разобраться в теме, дополнительно ее исследовать.
Используйте нумерацию пунктов в левом и правом столбце, чтобы легче было видеть соответствия; ссылайтесь и на номера страниц учебника, чтобы не заблудиться на этапе повторения материала.
Таблицы сравнений и контрастов
Заполните 2 таблицы:
- Сходства изучаемых понятий/явлений.
- Различия. В этой таблице основной столбец будет списком параметров, по которым понятия/явления различаются, а остальные столбцы — списками отличий (по соответствующему параметру) каждого конкретного из понятий/явлений.
В следующей части этой статьи читайте об эффективных подходах к учебе и тренировкам.