Как выбрать наиболее экономичный двигатель — бензиновый или дизельный?

Транспорт

Для потенциального покупателя автомобиля нередко встаёт вопрос, с каким двигателем покупать машину, бензиновым или дизельным? Рассмотрим факторы, влияющие на принятие решения в пользу того или другого варианта на примере легкового авто.


Бензиновые двигатели

Как выбрать наиболее экономичный двигатель - бензиновый или дизельный?
 

Бензиновые двигатели обладают более высокой частотой вращения, большей литровой мощностью, а также более низкими показателями шума и вибраций. Что же касается регулирования горючей смеси в них, то оно, в основном, количественное. В результате дросселирования на впуске цилиндр наполняется частично, что приводит к низкой степени сжатия на малой и средней мощностях (например,  на полной мощности, горючая смесь сжимается только до 1 МПа вместо 2,5 МПа). А это, в свою очередь, приводит к низкой эффективности сгорания и, соответственно, к увеличению расхода топлива. Показатели расхода топлива из расчета 1л/ 100 км  снижаются в зависимости от того, какие условия движения (город/магистраль) и составляют приблизительно 25 – 50%.

Многочисленные сравнительные эксплуатационное тестирование автомобилей, оснащенных равно мощностными бензиновыми и дизельными двигателями, подтверждают, что при номинальных мощностях эффективность (КПД) дизельного двигателя на 20 % выше, чем бензинового, а на частичных режимах – на 40 % и более.

Однако, показатель токсичности отработанных газов значительно лучше у бензиновых двигателей, благодаря  проведенным за последнее десятилетие усовершенствованиям, среди которых и прямой впрыск форсунками под управлением поршневого процессора.

Из-за более прочного и жесткого выполнения блока цилиндров, головки, коленвала, деталей, из которых состоит цилиндр и поршни, а также, из-за применения дизельного топлива, в определённой степени, являющегося смазочным материалом, в отличие от бензина, дизеля более долговечны.


Дизельные двигатели

Как выбрать наиболее экономичный двигатель - бензиновый или дизельный?
 

В автомобиле, оборудованном дизельным двигателем, существует возможность значительной экономии средств, что достигается за счёт меньшего расхода топлива. Дело в том, что в дизельном двигателе степень сжатия колеблется от 20 до 22 единиц, что обеспечивает более высокий КПД. В то время как аналогичный показатель у бензиновых двигателей составляет 9 – 10 единиц и соответственно более низкий КПД.

В пользу дизеля говорит также и то, что регулирование рабочей смеси в нём – качественное. Это значит, что вне зависимости от нагрузки в цилиндрах и частоты вращения коленвала, воздух подаётся почти в одинаковом количестве, а вот количество используемого топлива растет пропорционально увеличению нагрузки. Но даже при работе на полной мощности, впрыск топлива меньше в 1,5 раза, чем в аналогичных по объёму бензиновых двигателях.

К факторам, обеспечивающим дизелю даже при частичных нагрузочных режимах достаточно высокую эффективность сгорания, можно отнести и то, что действительная степень сжатия от нагрузки не зависит.        

Стоит отметить, что регулировочные параметры системы подачи топлива в дизелях более стабильны, чем в бензиновых двигателях. Стабильность показателей мощности и расхода топлива при эксплуатации зависит от следующих факторов: сопротивления воздухоочистителя, влияющего на наполнение цилиндров воздухом (то же касается и двигателей с турбонаддувом), давления начала впрыска (давление начала подъёма иглы форсунки), угла опережения впрыска, качества распыления топлива форсунками, а также закона (характера) подачи топлива насосом высокого давления.

Как выбрать наиболее экономичный двигатель - бензиновый или дизельный?
 

В процессе эксплуатации это влечёт за собой необходимость более строгого контроля качества очистки, как воздуха, так и топлива. Следует также избегать перегрева двигателя, которое оказывает плохое влияние на работоспособности поршней и форсунок.

Теперь рассмотрим недостатки дизельных двигателей. К таковым следует отнести: меньшую литровую мощность, большую массу, повышенную шумность, вызываемую высоким давлением сгорания, а у автомобилей с показателем пробега более 100 000 км – затруднение пуска при отрицательных температурах окружающей среды. В процессе эксплуатации плунжерные пары насоса подвергаются износу, в результате чего посадка иглы форсунки теряет герметичность и, соответственно, ухудшается распыление топлива при пуске на низких оборотах (70 – 90 об/мин), что также относится к недостаткам. На этой же частоте вращения, в процессе износа  цилиндропоршневой группы, заметно увеличивается прорыв в картер сжимаемого воздуха, вследствие чего, давление и температура не достигают, нужных для воспламенения распылённого топлива, значений.

Однако, чаще всего, дизельным двигателям требуется ремонт из-за повышения расхода смазочных материалов, что с лёгкостью можно определить по появлению голубого дыма, возникающего вследствие сгорания масла и частоте долива. Описанные выше изменения в цилиндропоршневой группе и топливной аппаратуре, всё же, не способны приводить к значительному снижению мощности и увеличению расхода топлива. А для улучшения запуска данного типа двигателей при низких температурах существуют такие простые устройства как, например, теплообменник. На период зимней эксплуатации его устанавливают во впускной коллектор. 

Специалисты многих ведущих компаний склоняются к мнению, что в условиях ужесточения требований к расходу топлива и влиянию на экологию, дизеля остаются наиболее перспективным решением.

Как выбрать наиболее экономичный двигатель - бензиновый или дизельный?
 

О чём свидетельствуют следующие статистические: дизельные двигатели установлены на 14% авто в Германии, на каждом третьем – во Франции и на каждом втором – в Австрии.

Оцените статью
ЗнайКак.ру
Добавить комментарий
  1. Аноним

    Теперь рассмотрим недостатки дизельных двигателей. К таковым следует отнести: меньшую литровую мощность, большую массу, повышенную шумность, вызываемую высоким давлением сгорания, а у автомобилей с показателем пробега более 100 000 км – затруднение пуска при отрицательных температурах окружающей среды.

    Все это относится к 90 — 2000 годам, но не к современным. Пример — дизельные двигатели Audi в ЛеМане уже давно доминируют и до сих пор нет конкурентов с бензиновыми моторами. Или такой монстр W12 Двигатель W12