Как работать с апертурой: просто о сложном для новичков + четкий и размытый фон

Как сделать

Как показывает статистика, апертура – самая непонятная настройка камеры и для новичков, и для любителей со стажем. В настройках затвора, к примеру, разобраться сравнительно легко: если затвор закрывается слишком долго (т. е. скорость затвора маленькая), фотография получится размытой. То же самое с ISO (светочувствительность самой матрицы фотоаппарата, на которой «отпечатывается» снимок): слишком высокое ISO, и вы познакомитесь с таким понятием, как «шум» на снимках. Но обучение правильному использованию апертуры часто вызывает путаницу и приводит к массе непонятных моментов. Автор англоязычной статьи-исходника попытается объяснить все так, чтобы данная тема не вызвала у вас очередной раз головную боль.

заснеженная лапа ели с немного размытым фоном

фон недостаточно размыт

Так что же за штука эта апертура?
    
Внутри каждого объектива есть диафрагма, которая может открываться и закрываться. На схеме показано, как она закрывается по кругу – ее части как бы стягиваются к центру. На значение f на схеме пока внимания не обращайте.

Как закрывается и открывается диафрагма

Как закрывается диафрагма и обратное значение f

Диаметр отверстия в центре, создаваемого диафрагмой, выбираете вы сами: это и есть то, что положено называть настройкой апертуры. На камерах настройка апертуры обозначается как «f», и вам предлагается выбрать, на каком значении диаметра центрального отверстия диафрагма прекратит закрываться (стягиваться к центру): f/2.8, f/5.6, f/11 и т. д. И в то время как очевидная цель изменения апертуры – контролировать, сколько света попадет через отверстие (чем больше отверстие, тем больше света) на матрицу камеры, фотографу необходимо понять еще один «секрет» относительно данного вопроса.

Начнем с основ. С фиксированными значениями ISO (светочувствительности) и скорости затвора вы можете увеличить количество попадаемого на матрицу света, отрегулировав апертуру. Просто величина f обратна размеру (диаметру) центрального отверстия, создаваемого диафрагмой: т. е. чем меньше f, тем больше отверстие! И наоборот: хотите получить маленький диаметр отверстия – выставляйте более высокое значение f. Маленький диаметр, соответственно, впустит меньше света на матрицу. Маленький диаметр при этом называемся маленькой апертурой, а большой диаметр – большой апертурой. Апертура – это диаметр отверстия. Поэтому и возникает подобная путаница между понятиями «большая или маленькая апертура» и числовым значением «f».

при хорошей размытости фона снимок темноват

при неплохой размытости фона снимок темноват, снято с расстояния но телеобъетивом

Чтобы стало еще понятнее, можно сослаться на изменение «правила 16-ти для солнечных дней» при изменении освещения. «Правило 16-ти» — это когда в солнечный день вы устанавливаете f/16 (т. е. отверстие действительно маленькое), а скорость затвора завязываете на значении ISO – и тогда вы гарантированно получите хороший снимок. Т. е. когда при f/16 ставите ISO на 200, тогда и скорость затвора выставляете 1/200. А если вам необходимо более быстрое срабатывание затвора, ставьте его, например, на 1/400, но тогда и (опять при f/16) ISO выставляйте на 400. Но когда солнце садится, и света вокруг меньше, вам необходимо впустить больше света на матрицу. И вы делаете это, увеличивая апертуру, т. е. уменьшая значение f (например, до f/11 или f/5,6). Звучит довольно просто, не так ли?

И еще раз схема, упрощающая запоминание обратной зависимости значения f по отношению к размеру отверстия (апертуре):

схема, упрощающая запоминание обратной зависимости значения f по отношению к размеру отверстия (апертуре)

Вы когда-нибудь коллимировали лучи?

Открытие (диаметр отверстия, создаваемого диафрагмой) диафрагмы также контролирует угол, под которым свет падает на матрицу камеры. Вот почему увеличение апертуры может влиять на глубину изображаемого пространства (это называется глубина резкости и выливается в четкий или размытый фон). Чтобы увидеть, как это работает, используйте свои большой и указательный пальцы, чтобы сформировать из них большой круг. Затем закройте один глаз и посмотрите сквозь круг на любой объект, находящийся от круга примерно на расстоянии 30 см: например, на кончик указательного пальца другой руки. Так вы сымитируете большую апертуру: вы сфокусируетесь на объекте, при этом даже сможете увидеть 1 палец из двух от круга, но гораздо сложнее вам будет рассмотреть фон за объектом и окружающее пространство. Затем сделайте из тех же пальцев круг гораздо меньшего диаметра (маленькая апертура) и снова посмотрите через него на объект на расстоянии 30 см: вы сможете хорошо рассмотреть оба пальца и немало объектов на фоне. Причина этого в угле, под которым свет падает в ваш глаз: при большом круге свет способен попадать в глаз по прямой, из-за чего фокальная плоскость получается короче; а когда апертура маленькая, свет поступает по кругу под углом и образует конус, из-за чего фокальная плоскость удлиняется. И в то время, как столь простой эксперимент может дать едва уловимый эффект (не все смогут глазом отметить изменения), ваша камера выдаст на снимке в зависимости от подобных настроек ОЧЕНЬ ощутимую разницу.

бокалы с водой вереницей на длинном столе

Размытость фона при близкой съемке

Факторы, определяющие глубину поля

Глубину поля на снимке определяют 3 фактора:

— Физическая дистанция до объекта (близко = малая резкость фона, далеко = большая резкость фона);

— Фокусное расстояние (короткое = большая резкость фона, длинное = малая резкость фона);

— Апертура (малая = большая резкость фона, большая = малая резкость или, другими словами, размытый фон).

Фокусное расстояние

Чем больше (длиннее) фокусное расстояние, тем меньше глубина поля (получаем более размытый фон). Вот почему на телеобъективах вы получаете более размытый фон, чем с обычным широкоформатным объективом. Самые популярные портретные объективы – 70-200 f/2.8 (это и есть телеобъектив), потому что когда вы отдаляетесь от объекта и используете большее фокусное расстояние с большой апертурой, фон получается все более и более размытым.

Физическая дистанция до объекта

Чем дальше вы отойдете от объекта (не меняя фокусное расстояние), тем более четкий фон получите. Гораздо легче на практике отследить этот момент с длинными телеобъективами. Если вы фокусируетесь на чем-то очень к вам близком, бОьшая часть фона окажется размытой. А когда фокусируете камеру на чем-то, находящемся далеко от вас, гораздо больше фона сзади и предметов спереди будут видны четко.

Вот пример двух изображений с разной апертурой. Сами догадайтесь, где какая:

малая апертура - большое значение f

большая апертура - малое значение f

Таким образом, понимание базовых настроек апертуры поможет вам и получать снимки с нормальной освещенностью, и добавлять фотографиям особый флер, «размывая» фон.

Оцените статью
ЗнайКак.ру
Добавить комментарий