Как понять себя. Общество и человек. Персона.

Дом и семья

Как понять себя. Общество и человек. Персона.

Можно было бы начать с того, что люди не честны перед собой, но это заявление уже вряд ли окажется понятным всем и каждому. Ведь редко кто, размышляя о чём-либо, говорит себе басовитым тоном черного властелина: «Я сейчас не честен, но мне все равно». Обычно человек уверен, что он отдает себе отчет во всех своих желаниях и побуждениях: есть, конечно, случаи, когда человек интуитивно воспринимает, что ему чего-то не хватает, но это крайнее проявление, вообще говоря, имеющее отношение к иному процессу, касающемуся скорее обретения человеком целостности, как личность. Так вот, в массе своей люди уверены в искренности своих внутренних убеждений, общественных целей, а также, что важнее, абсолютной грамотности своих поступков в момент их свершения. Это, в частности, обусловлено тем, что любой человек за всем наблюдает «со своей колокольни». И это можно считать верным в утилитарно-обыденном понимании, так как на момент любого вопроса усредненный член общества точно ответит что-либо о своих текущих устремлениях, имеющих, правда, место, именно на данный конкретный момент времени. А о том, что это только сейчас так, он попытается не думать или позабыть о, вероятно, имеющих место, случаях, когда в такой же ситуации он поступал совершенно по-другому. Ну и в крайнем случае он всегда может всецело списать такие вещи на внешние обстоятельства, бесспорно бывшие различными потому, что априори не бывает всецело одинаковых внешних обстоятельств, если только вы не располагаете машиной времени в вашем гараже. В любом случае он может отметить, что в целом те действия, которые он совершил, более-менее совпадают с его жизненной установкой или теми принципами, следуя которым, он движется по жизни, а конфликтные ситуации, имеющие место, возникают из-за непонимания окружающими этого самого гипотетического человека, но никак не связанны с его исполнением этих самых этичных и правильных жизненных установок. Если же присмотреться, то окажутся странными некоторые факты «перекосов» морали: к примеру, чем более индивид склонен к «морализаторству» и возвышению всего высшего, тем более он агрессивен и эмоционально неустойчив даже в кругу близких знакомых или в семье. Можно еще привести примером человека, который постоянно обосновывает свою позицию при помощи логики, но, благодаря ней, иногда впадает в исключительно эмоциональные состояния. При этом любой намек на возможное ханжество, человеком воспринимается предельно болезненно и без самокритики.

Как понять себя. Общество и человек. Персона.

Вышеизложенное редко кто сможет отнести на свой счет, так как не многие могут или хотят причислять себя к приведенному выше типу личности, но если учесть, что конкретным примером взята именно крайняя точка, то можно было бы сказать, что таковая тенденция к некому «перекосу» есть у многих, хотя и не настолько явно выраженная. Причем здесь можно отметить характерный момент внутренней искренности человека: например, исповедует ли человек мораль или «морализаторство». Разница может показаться довольно условной, но это лишь при видении со стороны, да и то издалека. В данном случае имеет место либо принятие самих принципов морали, либо просто их декларирование без, собственно, исполнения (характерный пример – политика). Так отчего же так происходит? Опять же, я не беру случай, когда человек намеренно совершает подобные вещи, я рассуждаю о случаях, где сознательная воля человека имеет вроде бы одно направление, но принимает разные формы для него самого. То есть один человек свои принципы поддерживает и сам же воплощает, а другой только лишь поддерживает, но воплощать не торопится (часто эти принципы являются более пуританскими, потому как несбыточны), а, что хуже, поступает наоборот. Можно было бы ответить, что в вышеупомянутой морали есть некие внутренние установки личности, но это понятие настолько абстрактно, что неплохо бы задержаться на нем подробнее. Ведь хоть и многие люди говорят себе: «Сегодня я сделал что-то, но завтра я такого никогда не сделаю, потому, как поступил аморально», но на деле не так уж много людей обладает действительной волей к таковым свершениям. Обычно же человек приходит к такому постепенно, шаг за шагом: эти шаги часто либо не связанны, либо, что чаще, связанны косвенно с логическими цепочками предыдущей «морали» и несут в себе, скорее, заряды неких эмоциональных состояний.

Как понять себя. Общество и человек. Персона.

Если, к примеру, некто хочет добиться в чём-либо успеха, то он не озвучивает мысленно соответствующую фразу и не строит логическую цепочку на сознательном уровне, но при этом она фактически строится в его подсознании, и в этом сплаве участвуют и логика, и эмоции. Опасность данной ситуации состоит в том, что человек часто не осознает этих бессознательных «цепочек логики», которые, по сути, и сформировали его характер. Также проблематику формирует та деталь, что человек довольно часто, исходя из ситуации, вынужден соглашаться с позициями совершенно не совпадающими с его внутренними стремлениями, вследствие банального давления обстоятельств это формирует у него «Персону» (маску для его взаимодействия с социумом). Персона однозначно является полезной, потому как защищает индивида от влияний неблагоприятной наружной среды, но, как и любая маска, имеет свойство косвенности. В сочетании со свойством человека забывать или не замечать собственных интуитивных выводов, это делает ее довольно опасной в том смысле, что сам человек мало воздействует на ее формирование. Еще некой трудностью является и то, что он эту самую маску от себя внутреннего не отделяет. Иначе говоря, по прошествии времени после одобрения того или иного решения, он уже не может отделить — принято это решение было под напором обстоятельств, либо же это его собственное внутреннее приятное ему решение. Если добавить сюда склонность к вере в личную непогрешимость, либо, наоборот, к сомнениям в своих действиях (иногда даже принимающее форму самобичевания), то получим модель индивида часто принимающего решения внутренне ему неприятные, но, с его точки зрения, необходимые, за которыми следует «расплата» в виде недовольствия либо собой, либо другими, либо вообще всем миром, если нет достойной ее проекции.

Как понять себя. Общество и человек. Персона.

В результате получается, что мы видим на работе человека одним, дома другим, в кругу друзей третьим, потому как выработанная им персона подстраивается под тот социум, которым человек себя окружает. Но так, как вызванное когда-либо ранее, но до сих пор не ощущавшееся (допустим, внешняя ситуация была другой — важная беседа, работа), тотчас же выплескивается наружу, когда ситуация меняется в наиболее благоприятную сторону (в кругу семьи или друзей). В частности, если взять предыдущий пример «морализаторства», то стоит сказать, что некий человек сделал уж очень пуританскую персону, но не озаботился тем, что бы изменить или хоть как-то понять истинный свой внутренний мир, прорывающийся наружу при каждом его шаге. При этом другой, возможно, менее пуританский, но на деле более моральный человек пришел к некому компромиссу между своими внутренними установками и тем, каким же он все же хочет быть «на людях».

Как понять себя. Общество и человек. Персона.

Из приведенных выше примеров ясно, насколько огромна может быть разница между действительным и желаемым положением вещей внутри самого человека, и насколько необходимо само осознание внутреннего мира социума, что в современном мире подчас становиться исключительно фиктивным явлением, пусть даже и с пропагандой оного (что, как явление, само по себе опасно, по аналогии с вышеприведенными примерами касательно лжи). В заключение хотелось бы отметить, что в нашем обществе очень важна именно честность перед своим лицом, нежели перед кем-то еще, так как она, эта честность, формирует действительную мораль человека, а не ее декларацию.

Оцените статью
ЗнайКак.ру
Добавить комментарий