Как научить детей делиться

Дети
Как научить ребёнка делиться или по-другому, как научить его быть добрым? Эта тема занимает многих родителей. Порой задуматься над этим вопросом заставляет собственный малыш, не уступающий орущему соседскому ребёнку даже на минуту свой трёхколёсный велосипед. В другой раз это «жадный» соседский ребёнок, горько плачущий лишь от того, что в песочнице кто-то стащил у него его любимое пластмассовое ведёрко.

Как научить детей делиться
 

 
Кажется, в самом начале жизни человеку чужды эти проявления жадности. Новорожденный понятия не имеет о собственности, он всё получает просто так: питание, маму, тепло её тела, нежность. Ему это дают добровольно, ничего не требуя взамен. С тем, что такое собственность, он знакомится гораздо позже.
 
Как известно, дети очень хорошие наблюдатели. Папе не нравится, когда мама надевает его рубашку. Мама сердится, когда папа берёт её вещи. Бабушка ругается, когда кто-то трогает и двигает её цветы. О собственности мы упоминаем гораздо чаще, чем осознаём это. Мы говорим: «Пойдём, я уложу тебя в твою кроватку». А когда через два года приходит время уступить эту кроватку новорождённой сестрёнке, мы удивляемся, почему ребёнок кричит: «Это моя кроватка!», — хотя она давно ему мала и у него уже есть новая.
 
Дети всё понимают буквально. И воспитание ребёнка в этом случае заключается в том, чтобы взрослые внимательно следили за своими словами. Дети тем меньше «прирастают» к собственности, чем меньше различные предметы в семье приписываются отдельным её членам. В воспитании очень важно то, что в общем считается не очень приличным, а именно: делай доброе и обязательно говори об этом. Например, накрывая на стол, неплохо бы комментировать свои действия: «Тарелка для папы (вместо «Папина тарелка»), тарелка для мамы, тарелка для Димы». Годовалый ребёнок ещё не сумеет этого повторить, но понять он это уже сможет. Когда ребёнок становится участником подобного «ритуала дележа», необходимость делиться со временем будет восприниматься им как нечто само собой разумеющееся. Потому что в данном случае тренировка в исполнении правил предвосхищает понимание их смысла. В семьях, где привыкли друг с другом делиться, дети не слишком склонны к проявлению «жадности». Обучение только словами, без постоянного практического примера, как правило, не приносит желанных плодов. Можно, сгорая от стыда перед соседкой, упрашивать сына в песочнице дать поиграть мальчику с его ведёрком, но видеть как он только теснее прижимает к себе своё ведёрко.
 
Проблема непростая, то, насколько легко ребёнок будет делиться с другими, зависит от множества факторов. Прежде всего, это фактор «Я». Дети от года до трёх лет не очень хорошо ощущают разницу между предметом и его владельцем. Поэтому в данном возрасте отдать что-то кому-то может означать отдать часть самого себя. А подобное ощущение и взрослому доставило бы мало радости.
Во-вторых, это фактор проверки. Где граница между мной и другим? Что мне надо сделать, чтобы сблизиться с этими людьми, и что меня может с ними разлучить? Это хотят проверить двое трёхлеток, ожесточённо тянущих каждый к себе игрушечную лошадку.
В-третьих, фактор любимой вещи. У каждого ребёнка есть вещи, с которыми непосредственно связаны его чувства. И он не в состоянии просто так с ними расстаться. Взрослому не понять, почему именно это ничем не примечательное пластмассовое ведёрко так дорого малышу.
 
У ребёнка всегда есть веские основания для того или иного действия. И эти основания следует уважать! Тот, кто постоянно принуждает ребёнка делиться, в результате достигнет, к сожалению, обратного. Ребёнок в этом случае чувствует, что он сам и его потребности не признаются взрослыми. Это накладывает негативный отпечаток на его чувство собственной полноценности.
 
Ребёнку необходимо признание, причём, он должен чувствовать его постоянно. Иначе он станет снова и снова ожесточённо за него бороться, и борьба эта поначалу выразится в мелочном отстаивании своего единоличного права на пластмассовое ведёрко, велосипед, кубики. Но ведь это только начало. 

Поэтому родителям необходимо не забывать о некоторых правилах:
 

1. Надо открыто и подробно говорить с детьми и между собой на тему «брать и давать».
2. В словах необходимо выражать тот факт, что в семье есть много вещей, принадлежащих всем её членам: диван, ванная, пирог на столе и т.п. Но есть такие вещи, которые находятся в единоличном владении, и другие не имеют права их трогать.
3. Необходимо уважать собственность ребёнка! Никогда не выбрасывайте без спроса игрушки ребёнка, даже если они сломаны. Не давайте вещи ребёнка другим детям, не спросив прежде разрешения у них самих. Попробуйте пойти на компромисс: например, «пока соседский мальчик катается на твоём велосипеде, ты можешь поиграть его машиной».
4. В семье тоже можно ввести ненавязчивый «обмен». Ведь обмен – это первая ступенька к умению делиться. Например: «ты дашь мне попробовать твою конфетку, а я тебе свою». Обмен означает делиться без риска потери. Кроме того, это не только заставляет членов семьи разговаривать друг с другом, но и приносит радость в их отношения.
5. Братья и сёстры должны иметь каждый свои игрушки и любимые вещи, которые принадлежали бы ребёнку единолично. Должны быть и такие вещи, которыми дети делятся друг с другом.
 
Но главное нельзя забывать, что насильственными поучениями и принуждением можно добиться лишь обратного. Ребёнок вырастет добрым и открытым человеком, если он будет знать, что его уважают.

Оцените статью
ЗнайКак.ру
Добавить комментарий