Как развивать память

Дети
Память является одним из основных свойств личности. Человек, лишённый памяти перестаёт быть человеком.
Память – это одно из необходимых условий развития интеллектуальных способностей. В основе памяти лежат ассоциации или связи. В памяти человека соединяются явления и предметы, связанные в действительности. Поэтому, встретившись с одним из этих предметов, мы можем по ассоциации вспомнить другой, связанный с ним.
 
Запомнить что-то – значит связать запоминание с уже известным, образовать ассоциацию.
Существует множество видов памяти:
  •  двигательная (запоминание и воспроизведение различных движений),
  •  образная (зрительная, слуховая, осязательная, вкусовая),
  • эмоциональная (пережитые чувства),
  • словесно-логическая (запоминание и воспроизведение мыслей, понятий),
  •  мгновенная, кратковременная, оперативная, долговременная,
  • генетическая,
  •  непроизвольная и произвольная,
  •  механическая (так называемая "зубрёжка") и смысловая (осмысленное запоминание).
Основные свойства каждого вида памяти различаются, для каждого возраста характерны свои особенности памяти. Степень владения человеком в любом возрасте своей памятью различна, поэтому развивать и укреплять память нужно с самого раннего детства. Случаи действительно плохой памяти встречаются редко. И если некоторые добровольно признаются в том, что имеют плохую память, это означает всего лишь то, что они не умеют ею пользоваться и её развивать.
 
Как мы уже отметили, память лучше всего тренировать с самого раннего возраста. Для физического развития детей мы стараемся приобщить их к спорту, отвести в какую-нибудь секцию (на утреннюю гимнастику, как правило, у нас самих не хватает терпения). Для увеличения ёмкости памяти также нужны специальные упражнения. Несомненно, путём ежедневных тренировок, многократных повторений малыша можно научить чему угодно и в любом объёме. Однако вряд ли это доставит ему радость, а психологи и педагоги  в один голос утверждают, что наиболее эффективной является эмоционально приятная деятельность ребёнка. Избежать же удручающей монотонности удаётся, если тренировать детскую память во время игры.
 
В процессе запоминания немалую роль имеет внимание, при этом оно должно принять более точную форму – наблюдения, чтобы сохранить в памяти что-то, содержащее различные элементы. Предлагайте ребёнку не просто запоминать то, что он видит, а помогайте ему вносить в процесс наблюдения какой-то порядок. Например, рассматривать предметы слева направо или от ближнего предмета к дальнему. Чтобы научиться лучше наблюдать, малышу нужно уметь использовать чувства, когда он созерцает предмет: пусть посмотрит общий вид, цвет, потрогает, измерит на ладошке его вес, даже понюхает.
Чем больше вкладывается чувств в процесс наблюдения, тем легче и надёжнее запоминается предмет. Пробелы в нашей памяти возникают главным образом из-за некачественных наблюдений. Вы никогда не сможете извлечь из памяти больше, чем туда вложили.
 
Самые доступные способы тренировки памяти, не требующие специальной предварительной подготовки – это игры с предметами. На стол выкладываются хорошо знакомые всем вещи, например будильник, книга, шляпа, чашка и кубик. Ребёнку даётся некоторое (достаточное для него) время, чтобы всё это запомнить, затем он отворачивается, и один предмет убирается. Теперь малыш должен постараться вспомнить, что же отсутствует на столе. Для ребят 3–4 лет пяти предметов достаточно. Постепенно, от занятия к занятию, число предметов можно увеличивать, причём интересно добавлять однотипные вещи. Например, положить среди прочих предметов три чайные ложки, а потом одну из них убрать. Не пытайтесь немедленно дать большую нагрузку памяти вашего малыша, но с каждым следующим занятием требуйте от него немного больше, чем накануне. Другая разновидность этого упражнения заключается в том, что предметы не убираются, а переставляются и дети должны восстановить прежний порядок.
 
Для малышей подходит также игра с открытками. Вы берёте какую-нибудь яркую сюжетную открытку (или репродукцию картины), предлагаете её внимательно рассмотреть, а затем забираете картинку и задаёте ребёнку вопросы: кто нарисован на картинке, как он одет, какого цвета одежда, кто стоит рядом и т. д. Если ответ не верен, предлагаете снова рассмотреть открытку и опять её забираете, продолжая задавать вопросы. Поощряйте ребёнка за каждый правильный ответ. (Способы поощрения выбирайте сами).
 
Для развития памяти, особенно образной, очень полезно заучивание стихотворений о природе, написанных русскими поэтами: А.С.Пушкиным, И.А.Буниным, А.А.Фетом, Ф.И.Тютчевым. Обязательно побеседуйте с ребёнком о временах года, о признаках и приметах.
 
Чтение сказок способствует развитию слуховой памяти, если их читает взрослый, и зрительной памяти, если ребёнок уже научился читать сам. Более сложными, с острым захватывающим сюжетом, являются сказки «Гуси-лебеди» и «Кот, петух и лиса». 
Как развивать память
 
 

Прочитайте эти сказки ребёнку не один раз. При неоднократном прочтении ребёнок глубже вникает в ход событий, ему понятнее, яснее становятся сказочные персонажи, их взаимоотношения и поступки. Именно эти сказки объясняют детям, как трудна борьба между добром и злом, что победа добра неизбежна, а мужество, стойкость, преданность всегда побеждают. Об этом можно поговорить с ребёнком, задавая ему ряд вопросов. Вопросы, с одной стороны, облегчают понимание, следовательно, и запоминание, а с другой стороны, развивают смысловую и логическую память ребёнка.
 

Используя элементы строения сказки, можно попробовать вместе с ребёнком сочинить новую сказку. Полезно для развития и укрепления памяти, зарисовывать услышанное. Например, прочитайте ребёнку рассказ и предложите ему нарисовать рисунок, точно отражающий его содержание. Или предложите ребёнку послушать стихотворение и по памяти нарисовать те предметы, о которых в нём говорится.
 
Для развития двигательной памяти полезно побуждать ребёнка повторять движения за взрослым.

Развитие памяти заключается в качественных изменениях процессов памяти. Это очень важно для детей, и в повседневной жизни, и в учёбе. Недаром при оценке интеллектуальной готовности ребёнка к школе одним из важнейших критериев является его развитая память. Ведь это предпосылка к успешному и разностороннему познанию мира, усвоению новой информации. Чем больше внимания родители уделяют развитию различных видов памяти, внимания и воображения малыша, тем выше интеллектуальный потенциал их ребёнка. Именно поэтому во все наиболее действенные методики раннего интеллектуального развития обязательно включаются упражнения и игры на развитие всех видов памяти.

Оцените статью
ЗнайКак.ру
Добавить комментарий