17527
| | | | |

                           

ДЕТКИ / Беременность и дети

Поиск по сайту



Как развивать память

Вернуться к списку статей

AAA + -




Память является одним из основных свойств личности. Человек, лишённый памяти перестаёт быть человеком.
Память – это одно из необходимых условий развития интеллектуальных способностей. В основе памяти лежат ассоциации или связи. В памяти человека соединяются явления и предметы, связанные в действительности. Поэтому, встретившись с одним из этих предметов, мы можем по ассоциации вспомнить другой, связанный с ним.
 
Запомнить что-то – значит связать запоминание с уже известным, образовать ассоциацию.
Существует множество видов памяти:
  •  двигательная (запоминание и воспроизведение различных движений),
  •  образная (зрительная, слуховая, осязательная, вкусовая),
  • эмоциональная (пережитые чувства),
  • словесно-логическая (запоминание и воспроизведение мыслей, понятий),
  •  мгновенная, кратковременная, оперативная, долговременная,
  • генетическая,
  •  непроизвольная и произвольная,
  •  механическая (так называемая "зубрёжка") и смысловая (осмысленное запоминание).
Основные свойства каждого вида памяти различаются, для каждого возраста характерны свои особенности памяти. Степень владения человеком в любом возрасте своей памятью различна, поэтому развивать и укреплять память нужно с самого раннего детства. Случаи действительно плохой памяти встречаются редко. И если некоторые добровольно признаются в том, что имеют плохую память, это означает всего лишь то, что они не умеют ею пользоваться и её развивать.
 
Как мы уже отметили, память лучше всего тренировать с самого раннего возраста. Для физического развития детей мы стараемся приобщить их к спорту, отвести в какую-нибудь секцию (на утреннюю гимнастику, как правило, у нас самих не хватает терпения). Для увеличения ёмкости памяти также нужны специальные упражнения. Несомненно, путём ежедневных тренировок, многократных повторений малыша можно научить чему угодно и в любом объёме. Однако вряд ли это доставит ему радость, а психологи и педагоги  в один голос утверждают, что наиболее эффективной является эмоционально приятная деятельность ребёнка. Избежать же удручающей монотонности удаётся, если тренировать детскую память во время игры.
 
В процессе запоминания немалую роль имеет внимание, при этом оно должно принять более точную форму – наблюдения, чтобы сохранить в памяти что-то, содержащее различные элементы. Предлагайте ребёнку не просто запоминать то, что он видит, а помогайте ему вносить в процесс наблюдения какой-то порядок. Например, рассматривать предметы слева направо или от ближнего предмета к дальнему. Чтобы научиться лучше наблюдать, малышу нужно уметь использовать чувства, когда он созерцает предмет: пусть посмотрит общий вид, цвет, потрогает, измерит на ладошке его вес, даже понюхает.
Чем больше вкладывается чувств в процесс наблюдения, тем легче и надёжнее запоминается предмет. Пробелы в нашей памяти возникают главным образом из-за некачественных наблюдений. Вы никогда не сможете извлечь из памяти больше, чем туда вложили.
 
Самые доступные способы тренировки памяти, не требующие специальной предварительной подготовки – это игры с предметами. На стол выкладываются хорошо знакомые всем вещи, например будильник, книга, шляпа, чашка и кубик. Ребёнку даётся некоторое (достаточное для него) время, чтобы всё это запомнить, затем он отворачивается, и один предмет убирается. Теперь малыш должен постараться вспомнить, что же отсутствует на столе. Для ребят 3–4 лет пяти предметов достаточно. Постепенно, от занятия к занятию, число предметов можно увеличивать, причём интересно добавлять однотипные вещи. Например, положить среди прочих предметов три чайные ложки, а потом одну из них убрать. Не пытайтесь немедленно дать большую нагрузку памяти вашего малыша, но с каждым следующим занятием требуйте от него немного больше, чем накануне. Другая разновидность этого упражнения заключается в том, что предметы не убираются, а переставляются и дети должны восстановить прежний порядок.
 
Для малышей подходит также игра с открытками. Вы берёте какую-нибудь яркую сюжетную открытку (или репродукцию картины), предлагаете её внимательно рассмотреть, а затем забираете картинку и задаёте ребёнку вопросы: кто нарисован на картинке, как он одет, какого цвета одежда, кто стоит рядом и т. д. Если ответ не верен, предлагаете снова рассмотреть открытку и опять её забираете, продолжая задавать вопросы. Поощряйте ребёнка за каждый правильный ответ. (Способы поощрения выбирайте сами).
 
Для развития памяти, особенно образной, очень полезно заучивание стихотворений о природе, написанных русскими поэтами: А.С.Пушкиным, И.А.Буниным, А.А.Фетом, Ф.И.Тютчевым. Обязательно побеседуйте с ребёнком о временах года, о признаках и приметах.
 
Чтение сказок способствует развитию слуховой памяти, если их читает взрослый, и зрительной памяти, если ребёнок уже научился читать сам. Более сложными, с острым захватывающим сюжетом, являются сказки «Гуси-лебеди» и «Кот, петух и лиса». 


 
 
Прочитайте эти сказки ребёнку не один раз. При неоднократном прочтении ребёнок глубже вникает в ход событий, ему понятнее, яснее становятся сказочные персонажи, их взаимоотношения и поступки. Именно эти сказки объясняют детям, как трудна борьба между добром и злом, что победа добра неизбежна, а мужество, стойкость, преданность всегда побеждают. Об этом можно поговорить с ребёнком, задавая ему ряд вопросов. Вопросы, с одной стороны, облегчают понимание, следовательно, и запоминание, а с другой стороны, развивают смысловую и логическую память ребёнка.
 
Используя элементы строения сказки, можно попробовать вместе с ребёнком сочинить новую сказку. Полезно для развития и укрепления памяти, зарисовывать услышанное. Например, прочитайте ребёнку рассказ и предложите ему нарисовать рисунок, точно отражающий его содержание. Или предложите ребёнку послушать стихотворение и по памяти нарисовать те предметы, о которых в нём говорится.
 
Для развития двигательной памяти полезно побуждать ребёнка повторять движения за взрослым.

Развитие памяти заключается в качественных изменениях процессов памяти. Это очень важно для детей, и в повседневной жизни, и в учёбе. Недаром при оценке интеллектуальной готовности ребёнка к школе одним из важнейших критериев является его развитая память. Ведь это предпосылка к успешному и разностороннему познанию мира, усвоению новой информации. Чем больше внимания родители уделяют развитию различных видов памяти, внимания и воображения малыша, тем выше интеллектуальный потенциал их ребёнка. Именно поэтому во все наиболее действенные методики раннего интеллектуального развития обязательно включаются упражнения и игры на развитие всех видов памяти.


Источник: znaikak.ru
Автор:
Голосов: 13 Общая оценка: 4.6 Просмотров: 13116
Оцените эту статью:  
   Распечатать





Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой! И нажми Ctrl+Enter.

Для того , чтобы оставить здесь комментарий, необходимо зарегистрироваться на сайте.






"Мисс Россия – 2017" Полина Попова


Samsung Galaxy S8


«Мисс Вселенная 2017» - Ирис Миттенар (Франция)


MacBook Pro 2016


Камера GoPro 5


iPhone 7 и 7 Plus

 
 

Статьи сегодня:

Как создать аккаунт на телефоне Андроид
Эта статья будет интересна и полезна для пользователей, ...

Смотрите также:

Как лечить сказками
Своему маленькому сыну я каждую ночь рассказывала сказки, которые ...
Как научить детей делиться
Как научить ребёнка делиться или по-другому, как научить ...
Как быстро научить ребёнка читать слогами?
В наше время читающий дошкольник явление вполне ...
Как научить ребёнка кушать самостоятельно?
Летят тарелки, чашки, ложки, И по столу бежит картошка, Ковёр ...
Как приучить ребенка к чтению
В эпоху высоких технологий книги все чаще пылятся ...


YouTube канал про Apple

ВОПРОСЫ - ОТВЕТЫ


НОВЫЙ ПОДКАСТ

Как Элвис Пресли стал королем рок-н-ролла
В истории музыки есть имена, прочно ассоциирующиеся ...

Все подкасты


ТЭГИ

iPad безопасности боязнь воспитание выходные груди детский документы досуг задание здоровые игр интеллект карандаши Кататься коляска комната королева кроватку летом малыш меню молока мультик мультфильм мыло начинать новорожденного новорожденный обучать песок плавать поездке порядок появление правила правильное предупредить приобщить проблемы простую психологические развивающие Расшифровать ребенка ребенком ребенок резинки родителям садик самооценка смесь собственными способы стирать транспорте уголок учить чувства школе

Не нашли ответа?
Спросите нас, как…


Письма читаем регулярно,
ищите ответы в соответствующей рубрике.