Как создаются web-ресурсы детских и школьных библиотек

Интернет
Обширным направлением деятельности детских и школьных библиотек нужно назвать работу с Web- ресурсами.

Web- ресурсы детских и школьных библиотек служат ценным источником информации для детей, подростков, учителей и родителей, предоставляя информацию не только о деятельности самих библиотек, но и оказывая огромную помощь в образовательной, досуговой деятельности и содействии развития творческих способностей.

Критерии качества web-ресурсов условно можно разделить по нескольким параметрам: контент, грамотное техническое исполнение, легкость навигации, удобство пользования (юзабилити), эстетическая привлекательность, поддержка и сопровождение сайта.

Как создаются web-ресурсы детских и школьных библиотек

Создание тщательно продуманной содержательной структуры web — ресурсов школьных и детских библиотек  базируется, в первую очередь, на информационных потребностях предполагаемой аудитории: с одной стороны, юных читателей, с другой стороны,  руководителей детским чтением ( родителей, педагогов), специалистов- исследователей детской литературы и детского чтения, информационных работников. Поэтому, при создании cайтов данных библиотек  стоит задача учесть следующие цели: дать информацию о библиотеке, ее фондах, услугах, выставках, мероприятиях, предоставить доступ к информационным ресурсам.

При этом, контент web-ресурсов детских и юношеских библиотек должен подаваться в увлекательной форме. При создании контента таких сайтов очень важно знание особенностей детской психологии.

Как создаются web-ресурсы детских и школьных библиотек

Техническое исполнение качественных web-ресурсов не может идти в отрыве от корректного использования Web-cтандартов и соблюдения принципов кроссбраузерности. Ведь только так можно создать действительно полезный  и доступный сайт. Дети – это та аудитория, которую сложно обмануть. И, если сайт начнёт “ползти” и поражать другими некорректными моментами, ребёнок сразу отреагирует на это.

Что касается мировых тенденций эволюции создания web-ресурсов библиотек для детей, то следует отметить, что «первопроходцами» в создании web-ресурсов библиотек для детей стали библиотеки США и Европы.

Безусловно, создание большинства web-ресурсов библиотек для детей начиналось с сайтов-визиток. Постепенно они «обрастали» информационными-библиографическими и медиа- ресурсами.

К сожалению, самыми общераспространёнными ошибками являлось ( и, к сожалению, нередко является и сейчас) то, что:

  • чаще всего сайты создавались библиотекарями-библиографами без привлечения IT-специалистов, и сайты, порой, просто «разваливались на глазах»
  • при создании web-ресурсов не учитывались особенности детского восприятия, либо, порой, создатели настолько «впадали в детство», что сайт настолько перегружался анимацией, цветовой игрой, что  основная функция сайта просто-напросто терялась на фоне этой  «весёлости».
  • при создании ресурсов слепо копировались «бумажная» информационно-библиографической среда, а широкие возможности электронной среды , к сожалению, упорно игнорировались.
Но кроме проектов создания сайтов  отдельных библиотек возникли и ряд глобальных проектов.

Так, например, одним из первых глобальных проектов, положивших началу web-порталов библиотек для детей, можно назвать известнейший сайт международного проекта CHILIAS – детской виртуальной библиотеки. Идея этого проекта родилась ещё в далёком 1994 году.
Первые страны, принявшие участие в этом проекте – это Великобритания, Германия, Испания, Португалия, Греция, Финляндия.

Портал разрабатывался под аудиторию 9-12 лет. И следует отметить, что дети этого возраста принимали непосредственное участие с самого начала создания данного проекта. Ведь кто лучше самих детей может лучше подсказать то, что они, действительно, хотят получить от сайта.

Причём, пожелания детей учитывались и в вопросах, касающихся контента, и в вопросах, касающихся дизайна .

С самого начала данный была сформирована нацеленность на то, чтобы сайт смог:

1. Выполнить информационно-библиографическую функцию (с самых первых шагов главный упор делался на предоставление качественной информации о книгах и писателях, материалов по географии, культуре и истории тех стран, которые стали инициаторами этого проекта).

2. Развивать информационную культуру ребят (научить их умением добывать, анализировать и использовать информацию).

3. Побудить детей к креативности посредством возможности самостоятельного размещения на сайте своих творческих работ.

4.Наладить  обратную связь с ребёнком посредством форума

Данный проект стал удачным примером, демонстрирующий для многих других создателей web-ресурсов качественного наполнения для сайтов данной сферы.

Также следует отметить, что последнее время на фоне интенсивного корпоративного взаимодействия библиотек разных типов часть web-ресурсов библиотек для детей становится органичной частью общей виртуальной библиотечной информационной среды.

Как создаются web-ресурсы детских и школьных библиотек

И, предоставляя доступ к уникальным ресурсам конкретной библиотеки, эти сайты, например, одновременно являются участниками объединенных виртуальных справочных служб, что значительно расширяет возможности качественного информационного обслуживания.

Оцените статью
ЗнайКак.ру
Добавить комментарий