161205
| | | | |

                           

КАК СДЕЛАТЬ / Фотография

Поиск по сайту



Как стать фотографом

Вернуться к списку статей

AAA + -




Блеск и нищета фотообразования.

Съемки идут шестой час подряд; на улице уже глухая ночь. Продюсер не может больше курить и ругаться. Он молча сидит в уголке, наблюдая, как фотограф в очередной раз выстраивает на сцене группу моделей. Все устали, ни о каком вдохновении уже не может быть и речи - сплошная рутина. Но даже в такой момент найдется человек, который спросит фотографа: «Скажите, а где всему этому учат?» О том, что ему ответят, остается только догадываться. И не только потому, что вопрос отвлекает - однозначного ответа на него просто не существует.


Для того, чтобы задать правильный вопрос, нужно знать хотя бы часть ответа. Прежде всего - представить себе, чем вы действительно хотите заниматься, называясь фотографом. Многие стремятся к тому, чтобы стать фотографом определенного жанра, снимать моду, натюрморты, портреты. Кто-то хочет заниматься рекламной съемкой, потому что, по слухам, она хорошо оплачивается.
Обычно логика примерно такова: раз фотография - это ремесло, значит, достаточно освоить техническую сторону дела. Потом, наверное, стоит пойти ассистентом к признанному мастеру и постепенно начинать работать самостоятельно. Некоторые считают фотографию исключительно творческим занятием, мысля себя в уединенной студии, где ничто не мешает реализовывать свою индивидуальность.

ФОТОГРАФ «ПОД КЛЮЧ»...

Быстро научиться всему в фотографии невозможно. Мало кто представляет себе, что период развития профессионального фотографа длится как минимум пять-шесть лет. Условия рынка постоянно меняются; если человек плохо ориентируется в них, ему предстоит продираться через огромное количество трудностей. То, что работало пять-шесть лет назад, сегодня уже не применимо. Это касается и практической работы, и профессионального образования. Как это ни парадоксально, сегодня фотографов «под ключ» не готовят ни в одном учебном заведении Москвы.
Полноценное профессиональное образование подразумевает жизнеспособность на рынке труда, хороший уровень подготовки фотографа - как технический, так и художественный.


ГОСОБРАЗОВАНИЕ: МЕДЛЕННАЯ АГОНИЯ
Выпуск отделения фотожурналистики МГУ, славившегося своими специалистами, составил в прошлом году всего четыре человека. Студент этого курса рассказывал о замечательных преподавателях - Лидии Павловне Дыко, которая вела основы композиции и бильд-ре-дактирования, Владимире Юрьевиче Вяткине, ведущем фотографе знаменитого агентства печати «Новости». Новых студентов очень мало, а прошлогодний выпуск был последним: фотожурналистика влилась в отделение дизайна газеты. Те, кто захочет учиться фотографии на факультете журналистики МГУ, должны будут посещать факультативные занятия - по цветной фотографии, компьютерной обработке, зонной системе.
Операторский факультет ВГИКа всегда имел очень серьезную репутацию. Но сейчас, по словам профессиональных фотографов, он также не отвечает современным требованиям к методике преподавания. Проблема заключается не только в мизерных зарплатах педагогов, но и в том, что отдельный факультет, готовящий фотографов, отсутствует в принципе.
Кроме того, высокие общие требования на вступительных экзаменах в ВУЗах могут стать серьезным препятствием для начинающего фотографа. Не набрав проходной балл, абитуриенты начинают искать платные фотошколы и курсы.

ЧАСТНЫЕ КУРСЫ: В НАЧАЛЕ ПУТИ
Большинство частных учебных заведений, хоть и выгодно отличаются от государственных хорошим техническим оснащением, имеют серьезный недостаток: как правило, и цветоведение, и химию фотопроцессов, и фотокомпозицию, и занятия по фототехнике и освещению ведет один преподаватель.
Обычно это фотограф с большим опытом съемки, далеко не всегда практикующий. Секретари таких школ говорят, что все их выпускники трудоустраиваются - вполне может быть, хотя вряд ли полученное образование можно назвать хорошим.
Интересно, что большинство известных ныне российских фотографов профессионального образования не получали. В лучшем случае, учились на лаборанта или приобретали какие-то смежные специальности. Часто все исходило из требований рынка. К примеру, когда в восьмидесятых с развитием кооперативов появилась необходимость в рекламе и начал формироваться модельный бизнес. Тот, кто хотел снимать, начинал учиться самостоятельно, с камерой в руках - методом проб и ошибок.

«АКАДЕМИЧЕСКАЯ» ФОТОШКОЛА
Куда можно было пойти учиться год-два назад? Те, кто уже получил высшее образование, пытались найти хорошие курсы, и это оказалось непросто. Курсов было немного, и большая часть не внушала доверия. До сих пор считаю, что мне повезло с выбором, потому что тогда я пришла в Академию Фотографии, где в то время выстраивалась хорошая преподавательская методика.
Кроме того, только там была возможность работать с современными фотоматериалами, пользоваться камерами разных форматов, хорошим профессиональным светом, большой студией и лабораторией. Это была редкая возможность для начинающих фотографов учиться работать с техникой, которой пользуются сейчас профессионалы высокого уровня. Тогда многие из нас впервые снимали цифровой камерой, впервые взяли в руки полароидные кассеты, не говоря уже о трепете, который внушали непосвященным карданный Horseman и генераторы Elinchrom!
В то время в академии существовало два курса: фотография для начинающих и курс профессиональной фотографии. С января 2001 года будут введены цифровая фотография для начинающих и курс цифровой фотографии для профессионалов, в который уже входит пре-пресс.
Это еще одно свидетельство того, что уровень обучения сопоставляется с современными условиями работы - каждый, кто снимал для полиграфии, понимает, что без знаний о цифровой обработке сейчас уже не обойтись.

СМОТРИТЕ НА ТЕХНИКУ...
Ученики фотоакадемии скоро начнут работать на карданной и среднеформатной камерах со специальной цифровой сканирующей приставкой Phase One. Оцифрованные изображения имеют ряд существенных плюсов: они делаются с полиграфическим разрешением (300-500 точек на дюйм при размере файла от 25 до 150 Мегабайт), широта «фотоматериала» у них значительно больше: по свидетельству тех, кто работал с этой приставкой, ее диапазон восприятия составляет 11 ступеней (в отличие, скажем, от 5 ступеней у слайда). Не нужно тратить время на проявку и последующее сканирование, на пересъемку, меньше искажается цветопередача. С применением Phase One сокращается количество этапов для получения готового изображения, а это влияет не только на качество, это экономит время и деньги - ученики фотоакадемии смогут оценить это на практике. У Phase One для широкоформатной камеры скорость сканирования (от нескольких минут до получаса) соответствует предметной съемке; вторая новая приставка, LightPhase, к камере Mamiya позволит работать с «живыми» объектами в жанрах портрета и моды.

... НО НЕ ЗАБЫВАЙТЕ ПРО ТЕОРИЮ
Теоретический курс и практические занятия ведут в фотоакадемии выпускники операторского факультета ВГИКа. Они формируют лекционный курс, делая его информативным, вводят в него бесценный опыт текущей практики. Это касается не только профессионального курса под руководством Вадима Пискарева, но и семинарских занятий Владимира Некрасова (эстетика, натюрморт) и Владимира Архипова (модельная съемка, работа с естественным светом). Сейчас планируется введение двух семинаров - по классическому портрету, который должен вести Георгий Колосов, и пейзажу (Виктор Грицюк).
Создание методики обучения - цель, стоящая сейчас перед всеми, кто хочет преподавать фотографию. Никаких пособий и готовых схем на сегодняшний день нет. Для студентов нужно систематизировать получение знаний, а еще - рассказать, кем должен быть современный профессиональный фотограф, что он должен знать и уметь, кроме владения техникой. Одно из главных требований к фотографу - постоянное индивидуальное развитие и обучение. Это, пожалуй, единственное средство для быстрого профессионального роста.
Интерес к фотокурсам с каждым годом возрастает: в фотоакадемии, например, выпускается пять потоков за год, по 14 человек в профессиональной группе, восемь потоков - в начальной (по 10 человек). Несмотря на то, что количество курсов увеличивается, кто-то уже не попадает в ближайший набор.
Число студентов должно быть ограничено, чтобы практические занятия проходили без суеты: группа делится на пары для работы с разными камерами. Кроме студии в 80 кв.м., для съемок используются еще три помещения. При поступлении проводится собеседование с преподавателем, чтобы определить группу для будущего ученика. Многое зависит от его опыта съемки и способности «видеть». Его могут попросить подготовиться еще и прийти позже; а бывает, сразу зачисляют на профессиональный курс.

ГАРАНТИИ - В ВАШИХ РУКАХ
Вопрос, который часто задают поступающие в фотоакадемию, звучит примерно так: «Где-нибудь ваши дипломы котируются?» Люди хотят получить твердые гарантии, не задумываясь о том, что их дает не столько диплом, сколько портфолио. Где гарантия того, что окончивший художественное училище станет художником? Гарантия - только ты сам. Любой, кто хочет стать профессиональным фотографом, действует на свой страх и риск. Он должен верить в то, что его амбиции смогут выдержать первые удары обстоятельств, что его взгляд важен другим и имеет право на жизнь. Это всегда трудно, особенно если ты только начинаешь. Поэтому тем более важно, что фотоакадемия продолжает поддерживать в работе своих выпускников.

БЕСПЛАТНЫЙ СЫР -ТОЛЬКО В МЫШЕЛОВКЕ
Как и у всякого учебного заведения, у фотоакадемии есть свои проблемы. Финансирование всегда будет стоять в этом списке на первом месте - достаточно заглянуть в любой прайс-лист по хорошей фототехнике и материалам, подумать о том, сколько стоит разработка эффективной методики преподавания, во сколько обходится аренда помещений. Достойное образование не может быть бесплатным и не может быть дешевым. Себестоимость студии в России всегда будет выше, чем за рубежом, ведь техника здесь не стоит дешевле - а цены за обучение не могут сравняться с мировыми, они должны быть доступнее. В итоге оказывается, что стоимость наших курсов раз в десять дешевле зарубежных. Письмам от иностранцев с вопросами об условиях приема в Академии Фотографии уже не удивляются.
Другая проблема - объяснить будущим фотографам необходимость художественного образования. Знание истории искусств не может быть полностью заменено хорошим владением фототехникой, и это очевидно для тех, кто хочет подняться над уровнем съемок «подобтравку».
Любой фотошколе нужен сегодня преподаватель по истории российской фотографии, ведь в начале века она не просто существовала - создавались настоящие шедевры, мало известные, к сожалению, современным фотографам. Создание углубленного курса требует дополнительных вложений, а поступающие не готовы к этому, потому что не считают такой курс практически важным. Но опыт показывает, что без художественной подготовки фотограф не достигает высокого профессионального уровня, а без знакомства с историей будет открывать заново давно изученное, вместо того, чтобы идти дальше.
Что же можно считать нормальным фотографическим образованием на сегодняшний день? Пока что это совмещение полученного ранее художественного образования с курсами «От азов к мастерству», а при наличии опыта и одаренности - с более сложными творческими курсами.
Можно сказать, что трех месяцев учебы в фотошколе, факультативных занятий и лекций недостаточно, но ведь темп жизни тоже меняется. Немногие, получив высшее образование, решатся на следующие несколько лет обучения в ВУЗе, теряя при этом возможность работать.
Фотограф не может считаться профессиональным только потому, что он зарабатывает съемками себе на жизнь. Такой «профессионал» может в принципе продолжать заниматься халтурой, благо посредственный уровень в фотографии у нас, по общему признанию, преобладает. Но, не имея хорошей репутации, фотограф не сможет добиться успеха. Быть профессионалом означает понимать, что действительно нужно упрямому клиенту, а что - полиграфисту, умение убедить в своей правоте, сделать работу творчески.
Приходится признать, что в России сфера фотообразования только формируется. Пока что все создается на добровольных началах энтузиастами, которые не боятся рисковать и вкладывать в дело собственные средства. Без них и без хорошей команды педагогов никакое фотографическое образование не будет возможно вообще. Со временем мы обязательно придем к тому, что настоящие профессионалы будут востребованы. И их надо готовить уже сейчас.



Источник: Наталья ЕЛИСЕЕВА http://fotoart.msk.ru/
Голосов: 18 Общая оценка: 4.4 Просмотров: 22406
Оцените эту статью:  
   Распечатать



Ключевые слова:

стать, фотографом



Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой! И нажми Ctrl+Enter.

Для того , чтобы оставить здесь комментарий, необходимо зарегистрироваться на сайте.






MacBook Pro 2016


Камера GoPro 5


iPhone 7 и 7 Plus


Samsung Galaxy Note7


Винисиус и Том — талисманы Олимпийских и Паралимпийских игр 2016 в Рио-де-Жанейро


Pokémon Go

 
 

Статьи сегодня:

Как улучшить внешний вид искусственной елки
Искусственная елка – отличная альтернатива ...
Как сделать устойчивую основу для новогодней елки?
Когда в доме появляется новогодняя елка, то ее ...

Смотрите также:

Как меняется мир при взгляде через объектив фотоаппарата?
Искусство фотографировать – ...



ВОПРОСЫ - ОТВЕТЫ


НОВЫЙ ПОДКАСТ

Как Элвис Пресли стал королем рок-н-ролла
В истории музыки есть имена, прочно ассоциирующиеся ...

Все подкасты


ТЭГИ

вешалка витраж внутри водоем гитаре держатель запоминать засушить изучение имитация институт инъекция искусство картон кашпо кисти клумба композиция кофейный крутые лекции литература мячик нарды новые обычный органайзер откидной отремонтировать панель первая помнить портрет реалистичные свадьбе светящуюся свеча символ скамейка снимать снимки солнечная сочинение структура студент схемы съемка съемки тарелка удачно укол университет фонарик фонарики фотографировать фотография шапки школу школьникам экзаменам

Не нашли ответа?
Спросите нас, как…


Письма читаем регулярно,
ищите ответы в соответствующей рубрике.


Наш сайт может предложить большой тираж, качественная полиграфия книги, и много других позиций